- Как работает датчик температуры ОЖ
- Устройство
- Расположение датчика на двигателе
- Признаки выхода из строя датчика ОЖ
- Причины поломки датчика температуры ОЖ
- Признаки поломки датчика
- Методы проверки температурных датчиков
- Проверка в горячей воде
- Таблица: температуры и соответствующие им сопротивления, характерные для исправных датчиков ВАЗ 2106
- Проверка без электронного термометра
- Где находятся датчики клапанов и температуры на ВАЗ 2110?
- Измеритель нагрева силового агрегата
- Контроль расхода воздуха
- Определение положения коленчатого вала
- Другие приборы контроля
- Датчик температуры ВАЗ 2110
- Салонный датчик температуры
- Датчик температуры наружного воздуха
- Типичные неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2110
- Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
- Диагностика ДТОЖ
- Как заменить ДТОЖ
- Демонтаж
- Установка нового датчика
- Испытание на работоспособность
Как работает датчик температуры ОЖ
Прежде чем перейти к обсуждению вопроса, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, необходимо вкратце остановиться на признаках его неисправностей и разобраться, как он работает. Это поможет определить диагноз. Как упоминалось выше, датчик температуры охлаждающей жидкости (иногда называемый просто датчиком температуры двигателя) представляет собой термистор, резистор, который изменяет свое сопротивление в зависимости от изменений температуры, особенно системы охлаждения охлаждающей жидкости двигателя. Соответствующее значение сопротивления и его изменение фиксируются электронным блоком управления двигателем (сокращенно ЭБУ), на основании которого он выдает соответствующие команды.
На основе информации, предоставленной датчиком температуры охлаждающей жидкости, ЭБУ устанавливает необходимое количество шагов регулятора холостого хода (IAC) при запуске, тем самым регулируя подачу топлива. Термистор имеет так называемый «отрицательный температурный коэффициент». Это означает, что при низких температурах его электрическое сопротивление имеет большое значение, и когда чувствительный элемент нагревается, это сопротивление уменьшается.
Датчик управляется путем подачи на него электрического сигнала постоянного напряжения 5 В от электронного блока управления через резистор постоянного сопротивления, который находится внутри контроллера управления. В результате блок управления рассчитывает температуру охлаждающей жидкости по падению напряжения на датчике, который, как упоминалось выше, имеет переменное сопротивление. На холодном двигателе падение напряжения будет больше, соответственно на теплом — меньше. Причем на холодном двигателе напряжение на датчике будет выше, а на прогретом — ниже.
Устройство
На заре автомобилестроения в качестве датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110 применялись простые тепловые реле — их устанавливали на большинстве двигателей внутреннего сгорания. Эти датчики теперь можно найти в системах однократного впрыска K-Jetronic и т.п. Они использовались на старых Мерседесах 80-х и 90-х годов. Как это работает? Когда контакт реле находится в разомкнутом положении, двигатель прогревается. Когда контакт замыкается, электронный блок управления определяет, что двигатель достиг рабочей температуры. Меняется концентрация и состав смеси.
Сейчас термисторы используются как ДТОЖ. Это резисторы, меняющие сопротивление в зависимости от температуры окружающей среды. В автомобиле ВАЗ-2110 датчик температуры охлаждающей жидкости именно такого типа. Контроль нагрева осуществляется непрерывно, без перебоев. Термисторы для этих датчиков изготовлены из оксида никеля или оксида кобальта. У этих сплавов есть особенность: с повышением температуры количество содержащихся в них свободных электронов увеличивается, из-за чего сопротивление уменьшается.
Термистор внутри ДТОЖ имеет отрицательный температурный коэффициент. Максимальный уровень сопротивления достигается при холодном двигателе. На датчик температуры поступает напряжение +5 В и по мере прогрева двигателя оно уменьшается. ЭБУ обнаруживает малейшие изменения напряжения, после чего определяется температура охлаждающей жидкости.
На двигателях Renault и некоторых других силовых агрегатах могут быть установлены датчики с положительными температурными коэффициентами. Они устроены аналогично. Однако с повышением температуры антифриза сопротивление на датчике не уменьшается, а увеличивается.
Расположение датчика на двигателе
Чтобы проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, нужно знать, где он находится. Конечно, для автомобилей разных марок и моделей эта информация будет разной. Однако есть несколько типичных функций, с помощью которых вы можете определить, где датчик напрямую подключен. Так, в большинстве случаев он находится на выходной трубке ГБЦ. Конструктивно он имеет металлическую резьбу, с помощью которой вкручивается в соответствующее отверстие. Главное требование в этом случае — обеспечить прямой контакт его чувствительного элемента с теплоносителем. Именно этот контакт обеспечивает точность показаний датчика.
Обратите внимание, что на некоторых автомобилях в конструкцию может входить установка двух датчиков температуры. При этом первый регистрирует температуру охлаждающей жидкости на выходе из двигателя (цилиндры), а второй — на выходе из радиатора. Такой подход позволяет более точно отслеживать состояние как двигателя в целом, так и его системы охлаждения в частности. Однако на мощных и / или дорогих автомобилях обычно устанавливают два датчика, где этот параметр имеет первостепенное значение и в ЭБУ есть специальные программы для работы двигателя. Более подробную информацию об устройстве того или иного автомобиля вы можете найти в соответствующем руководстве или технической документации.
Признаки выхода из строя датчика ОЖ
Серия сигналов укажет на необходимость проверки датчика температуры охлаждающей жидкости. Однако здесь стоит отметить, что перечисленные ниже ситуации могут быть признаками других поломок в двигателе автомобиля, поэтому для получения точного результата следует провести дополнительную диагностику. Итак, к признакам выхода из строя датчика температуры охлаждающей жидкости можно отнести:
- Активация лампочки на панели Check Engine. Однако он также может срабатывать в случае других неисправностей, поэтому необходимо выполнить дополнительное сканирование кода ошибки.
- Повышенный расход топлива. Это связано с тем, что в электронный блок управления поступает неверная информация и, как следствие, он даже не может точно определить, сколько топлива необходимо не только для создания оптимальной топливовоздушной смеси, но и для поддержания температура двигателя в нормальном (неаварийном) диапазоне.
- Нестабильная работа двигателя. В частности, нестабильный холостой ход, трудности с запуском (особенно в холодное время года), самопроизвольные остановки на малых оборотах.
- Двигатель перегревается. То есть может внезапно замерзнуть при достижении критической температуры теплоносителя. Также это не зависит от типа залитой в систему охлаждающей жидкости (в частности заводской тосол или обычная вода).
- Проблемы в работе вентилятора охлаждения на радиаторе. Это может проявляться по-разному. В одних случаях вентилятор не включается вообще, в других не включается в аварийном режиме, в третьих не выключается даже при остывании двигателя. При отключении датчика температуры охлаждающей жидкости ЭБУ воспринимает это как разрыв цепи в датчике и принудительно включает вентилятор. Однако для получения точного изображения необходимо выполнить дополнительную диагностику датчика и / или термостата.
В связи с тем, что указанный датчик имеет довольно простое устройство и очень часто неразборный корпус, при выходе из строя его необходимо заменить. Это касается практически всех машин, на которых установлено это устройство.
Причины поломки датчика температуры ОЖ
Конструктивно датчик охлаждающей жидкости довольно прост, и как следствие выходит из строя редко. Обычно это происходит банально из-за его преклонного возраста или механических повреждений. Например, коррозия контактов и металлических деталей корпуса может происходить из-за того, что в систему охлаждения заливали обычную воду вместо тосола или антифриза (а уж тем более, если эта вода «жесткая», т.е с повышенным содержанием солей металлов). Также причинами выхода из строя данного устройства могут быть:
- Повреждение корпуса. Это может выражаться в различных аспектах. Часто утечки хладагента видны, выходя из резьбы датчика или его корпуса. Кроме того, это может напрямую повредить электрические контакты и / или термистор, что даст неверный сигнал.
- Контактное окисление. Иногда возникают ситуации, когда под воздействием паров или просто из-за старости контакты на датчике окисляются, поэтому электрический сигнал через них не проходит.
- Повреждение «фишки». В некоторых случаях при механическом повреждении возможен выход из строя так называемой «фишки», то есть группы контактов, которая подключена к датчику температуры охлаждающей жидкости. Проще говоря, провода у основания разъема изношены. По статистике обзоров, найденных в Интернете, это одна из самых частых неисправностей, возникающих с датчиком и соответствующей системой.
- Нарушен электрический контакт внутри датчика. В этом случае, к сожалению, ремонт вряд ли возможен, так как обычно его корпус герметичен и не допускает доступа внутрь ДТОЖ. Соответственно, в этом случае нужно только заменить датчик на новый.
- Нарушение изоляции провода. В частности речь идет о силовых и сигнальных проводах, идущих к датчику от электронного блока управления и наоборот. Изоляция может быть повреждена в результате механического воздействия, трения или даже просто от старости, когда она «отслаивается» на куски. Особенно это актуально для тех машин, которые эксплуатируются в условиях повышенной влажности и резких перепадов температуры окружающей среды.
Если есть возможность просто почистить корпус / резьбу / контакты датчика, то для восстановления его нормальной работы достаточно принять соответствующие меры. Однако, если поврежден корпус и / или внутренний термистор, ремонт вряд ли возможен. В этом случае достаточно заменить датчик на новый. Его цена невысока, а процесс замены прост и не займет много времени и сил даже у начинающих автовладельцев
Признаки поломки датчика
Принято считать, что датчик температуры на ВАЗ 2106 — надежный прибор, так как его конструкция очень проста. Однако могут возникнуть проблемы. Как правило, все проблемы связаны с изменением сопротивления термистора. Из-за измененного сопротивления нарушается работа электронного блока, который получает неверные данные и не может должным образом повлиять на приготовление топливной смеси. Понять, что датчик неисправен, можно по следующим признакам:
- сильное окисление корпуса датчика. Как упоминалось ранее, корпуса датчиков обычно изготавливаются из латуни. Это сплав на основе меди. Если водитель после вывинчивания датчика из гнезда обнаружил на нем зеленую табличку, значит, причина поломки найдена;
Зеленая оксидная пленка указывает на сломанный датчик температуры - значительное увеличение расхода бензина. Если сопротивление датчика изменилось, ЭБУ может завышать расход топлива, хотя реальной причины для этого нет;
- ненормальное двигательное поведение. Сложно заводится даже в жаркую погоду, внезапно подмерзает и на холостом ходу работает крайне нестабильно. Первое, что нужно сделать в такой ситуации — проверить датчик антифриза.
При всех вышеперечисленных проблемах водителю придется поменять датчик температуры. Ремонту не подлежит, поэтому сходить в магазин автозапчастей и заменить прибор — единственный рациональный вариант. Цена датчиков на ВАЗ 2106 начинается от 200 рублей.
Методы проверки температурных датчиков
Если водитель хочет быть уверенным, что датчик антифриза является причиной проблем с автомобилем, то ему придется пройти несложную процедуру проверки. Но прежде чем продолжить, нужно убедиться в целостности проводки автомобиля. Как упоминалось выше, для нормальной работы датчика необходимо непрерывно подавать напряжение 5 вольт. Чтобы убедиться, что подаваемое напряжение не отклоняется от этого значения, нужно завести машину, затем снять провода с датчика и подключить их к мультиметру. Если прибор четко показывает 5 вольт, с проводкой проблем нет и можно приступать к осмотру самого датчика. Есть два метода проверки. Перечислим их.
Проверка в горячей воде
Последовательность действий в этом варианте проста.
- Датчик помещается в таз с холодной водой. Туда же опускается электронный градусник (это намного удобнее обычного, потому что измеряемые температуры будут довольно высокими).
Термометр и датчик помещаются в емкость с водой - К датчику подключается мультиметр (он должен быть переключен, чтобы он измерял сопротивление).
- На газовой плите устанавливается кастрюля с датчиком и градусником.
- По мере нагрева воды записываются показания термометра и соответствующие значения сопротивления, выдаваемые мультиметром. Показания записываются каждые пять градусов.
- Полученные значения необходимо сравнить с данными, приведенными в таблице ниже.
- Если показания, полученные при проверке, отклоняются от таблицы более чем на 10%, датчик неисправен и подлежит замене.
Таблица: температуры и соответствующие им сопротивления, характерные для исправных датчиков ВАЗ 2106
Температура, ° C | Сопротивление, Ом |
+5 | 7280 |
+10 | 5670 |
+15 | 4450 |
+20 | 3520 |
+25 | 2796 |
+30 | 2238 |
+40 | 1459 |
+45 | 1188 |
+50 | 973 |
+60 | 667 |
+70 | 467 |
+80 | 332 |
+90 | 241 |
+100 | 177 |
Проверка без электронного термометра
Этот метод сенсорного контроля проще предыдущего, но менее точен. Он основан на том, что температура кипятка достигает ста градусов и не превышает. Поэтому эту температуру можно использовать как точку отсчета и узнать, какое сопротивление датчика будет при ста градусах. К датчику подключают мультиметр, переведенный в режим измерения сопротивления, после чего погружают в кипящую воду. Однако не стоит ожидать, что мультиметр покажет сопротивление 177 Ом, что соответствует температуре 100 градусов. Дело в том, что температура воды при кипячении постоянно снижается и составляет в среднем 94-96 ° С. Таким образом, сопротивление на измерителе будет варьироваться от 195 до 210 Ом. И если выдаваемые мультиметром цифры отличаются от приведенных выше более чем на 10%, датчик неисправен и пора его менять.
Где находятся датчики клапанов и температуры на ВАЗ 2110?
Владелец современного автомобиля, наполненного различными электронными компонентами, неизбежно должен понимать, где расположены датчики клапанов ВАЗ-2110-2112. Ведь поменять один может сам автомобилист, для этого не всегда нужно ехать на заправку, тратить время и платить деньги. Большинству водителей знаком только датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и прибор, контролирующий давление масла. Но в современных автомобилях ВАЗ таких устройств намного больше.
Измеритель нагрева силового агрегата
В патрубок, расположенный с правой стороны двигателя, встроен прибор для измерения температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2110. Корпус датчика, который представляет собой термистор, находится в прямом контакте с антифризом. Чем теплее двигатель и охлаждающая жидкость, тем больше уменьшается сопротивление этого устройства. Контроллер, который посылает ему электрический сигнал, рассчитывает температуру двигателя на основе величины падения напряжения и выполняет следующие действия:
От того, насколько хорошо работает датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 10-го семейства, зависят целых 3 важные функции. Устройство считается достаточно надежным, но иногда выходит из строя из-за протирания изоляции проводки тросиком дроссельной заслонки или обрыва цепи внутри элемента, что случается реже. Оборванные провода необходимо заменить, как и сам неисправный прибор.
Несколько советов, как проверить датчик температуры. На неисправность указывают следующие симптомы:
- заметное увеличение расхода топлива, так как процессор неправильно готовит смесь из-за неработающего счетчика;
- двигатель, прогретый до рабочей температуры, плохо заводится;
- вентилятор самопроизвольно включается при разной температуре;
- неисправный датчик охлаждающей жидкости вызывает ошибочные показания на панели.
Заменить элемент несложно, доступ к нему открыт. Но при откручивании тосол потечет из патрубка, поэтому сначала нужно дождаться остывания силового агрегата. Затем возьмите пластиковую емкость и частично опорожните систему охлаждения, слив антифриз из блока цилиндров. После этого можно открутить старый и установить новый датчик температуры ВАЗ-2110.
Контроль расхода воздуха
Датчик массового расхода воздуха (MAF) находится на воздуховоде от фильтра к дроссельной заслонке. Устройство состоит из 3-х элементов, размещенных внутри воздушного потока. Первый измеряет температуру входящего потока, а два других нагреваются до определенной степени. Чем сильнее поток, проходящий через датчики воздуха ВАЗ-2110, тем интенсивнее они остывают. Напряжение питания контроллера определяет расход воздуха по энергии, затраченной на нагрев 2 элементов, по отношению к температуре первого счетчика.
Есть еще одна конструкция устройства ДМРВ с кремниевой сеткой и двумя элементами; он работает по тому же принципу. Маркировка первого типа — 2112-1130010, второго — 21083-1130010. Получая сигналы от этих устройств, процессор рассчитывает и изменяет длительность впрыска топлива ВАЗ-2110. Следующие признаки указывают на неисправность датчика:
- двигатель глохнет при переходе с высоких оборотов на холостой ход;
- нестабильный минимум;
- возникают трудности при запуске двигателя;
- повышенный расход топлива.
Заменить контроллер ДМРВ несложно, нужно отсоединить провода, вынуть старый датчик из воздуховода и вставить новый.
Определение положения коленчатого вала
Задача этого элемента — определить положение поршней, по которому контроллер выдает искру в конкретном цилиндре. На автомобилях ВАЗ-2110, 8-клапанной форсунке и более поздних моделях датчик располагается возле звездочки коленчатого вала. В предыдущей дюжине карбюраторных устройств эти устройства можно было разместить внутри механического распределителя зажигания. Тогда их называли датчиком Холла и контролировали положение поршней по вращению распредвала.
Устройство представляет собой магнит с небольшой катушкой, генерирующей электрические импульсы при приближении металлической массы, роль которых играют зубья шкива.
Магнитный измеритель Холла ВАЗ-2110 — важнейший элемент в работе двигателя, и при выходе из строя датчика двигатель даже не запустится.
К счастью, устройство очень надежное и работает долго. Замена проста и не требует описания.
Другие приборы контроля
Остальные датчики также связаны с контроллером и выполняют важные функции. Выход из строя одного из них приводит к увеличению расхода топлива, потере динамики разгона или нестабильной работе силового агрегата. Вот список:
- детектор положения дроссельной заслонки;
- датчик детонации;
- измеритель скорости;
- датчик кислорода;
- идентификатор фазы
Элемент, определяющий угол поворота дроссельной заслонки, установлен на ее корпусе и напрямую соединен с валом. Задача — облегчить подачу лишней порции топлива в цилиндры при резком нажатии на педаль акселератора. Принцип работы аналогичен дроссельному насосу в карбюраторе, только электронного типа. Устройство часто выходит из строя, особенно после промывки двигателя.
Напротив, датчик детонации, расположенный на передней части блока цилиндров, работает более надежно. В отличие от других устройств, он сам генерирует сигнал, действуя по принципу пьезоэлемента. Чем сильнее мигание детонации в цилиндрах, тем большее напряжение подается на контроллер, который регулирует угол зажигания, пытаясь погасить детонацию. При необходимости менял гаечным ключом.
Датчик кислорода (также известный как лямбда-зонд) контролирует содержание свободного кислорода в выхлопных газах, показывая, что топливная смесь обогащена или обеднена. Участвует в образовании этой смеси, очень надежен в работе. Он боится этилированного топлива и быстро разрушается при использовании. Он расположен в первой части выхлопной секции, на стыке выпускных коллекторов.
Устройство — измеритель скорости также работает по принципу датчика Холла и снимает показания с приводного вала спидометра, который находится рядом с коробкой передач. Задача — передать в процессор информацию о скорости автомобиля.
Дополнительная информация о работе GR передается контроллеру устройством, определяющим фазы. Устанавливается на автомобили ВАЗ-2112 с 16 клапанами, в верхней части ГБЦ. Этот датчик сообщает вам, когда топливные клапаны открыты, потому что он контролирует положение впускного распределительного вала. Это помогает синхронизировать сложные фазы газораспределения и впрыск топливной смеси в нужное время.
Датчик температуры ВАЗ 2110
Важнейшим условием нормальной работы современного автомобиля является постоянный контроль температурного режима его систем.
В 10-м семействе Ладакх датчики температуры используются в системе охлаждения двигателя, кондиционирования, а также для измерения температуры окружающего воздуха снаружи автомобиля.
Датчик предназначен для контроля нагрева антифриза, циркулирующего в системе охлаждения автомобиля. Результаты измерений передаются в электронный блок управления для автоматической регулировки топливной смеси, регулировки оборотов двигателя и включения вентилятора охлаждения радиатора.
При неисправности датчика форсунка не будет работать должным образом, а при достижении критических температур вентилятор не включится и антифриз закипит.
Датчик представляет собой резистор в металлическом корпусе, электрическое сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры антифриза.
На ранних версиях ВАЗ 2110 датчик температуры располагался вверху блока цилиндров, с левой стороны двигателя. На «Десятки впрысков» установлено два датчика температуры:
- Датчик температуры охлаждающей жидкости, показания которого считываются с ЭБУ автомобиля (этот датчик расположен на лицевой стороне корпуса термостата);
- Датчик температуры антифриза на панели приборов (находится в блоке двигателя под верхним шлангом радиатора).
Эти датчики такие же, как на ВАЗ 2110 с 8 и 16 клапанными двигателями.
Совет: покупая датчик температуры, убедитесь, что в комплекте есть металлическое уплотнительное кольцо.
Салонный датчик температуры
Для управления системой отопления ВАЗ 2110 используется датчик внутренней температуры — ДТВС. На основании своих показаний контроллер регулирует положение ребра нагревателя и скорость вентилятора, подавая холодный или теплый воздух в машину. Датчик расположен в центре потолочной панели за центральным светильником. Датчик состоит из термопары и микровентилятора, установленных в прямоугольном пластиковом корпусе.
Заменить датчик температуры своими руками достаточно просто — нужно аккуратно приподнять зажимы крепления отверткой, опустить датчик и отсоединить колодку проводов. Новое устройство устанавливают в обратном порядке. Каталожный номер оригинальной детали: 2110-8128050-02, ее средняя стоимость около 800 руб.
Если после установки нового датчика обнаруживаются несоответствия между режимом, выбранным на блоке управления, и реальной температурой в салоне, его необходимо отрегулировать. Для этого снимите блок управления печкой с панели и поверните регулировочный винт с левой стороны корпуса (для увеличения температуры — по часовой стрелке, для уменьшения — в обратном направлении).
Датчик температуры наружного воздуха
На «десятках» поздних версий с приборной панелью VDO с двумя дисплеями и бортовым компьютером устанавливался датчик температуры наружного воздуха. При работающем двигателе показания температуры за пределами ВАЗ 2110 выводились на экран панели приборов.
Датчик расположен внутри переднего бампера, рядом с передней противотуманной фарой. Сторона установки устройства в каждом случае может быть разной (со стороны водителя или со стороны пассажира). Если датчик температуры устанавливал хозяин самостоятельно, то чаще всего его крепили к основанию буксирного кольца изолентой.
Каталожный номер оригинального датчика температуры: 2115-3828210-03, его ориентировочная цена около 250 рублей.
Если датчик температуры наружного воздуха не работает, снимите пластиковую защиту левой или правой передней колесной арки (в зависимости от положения датчика), отсоедините разъем жгута проводов и извлеките датчик из держателя в переднем бампере. Установка новой детали производится в обратном порядке.
Типичные неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2110
Как известно, соотношение топлива и воздуха в горючей смеси зависит от показаний прибора. Все владельцы уже сталкивались или еще столкнутся с различными проблемами, которые создает датчик температуры. Еще это зависит от того, запускается вентилятор при перегреве или нет.
Заподозрить неисправность датчика охлаждающей жидкости на ВАЗ-2110 можно при следующих симптомах. Итак, первые признаки — проблемы с запуском двигателя холодным морозным утром. Также может наблюдаться плохой выхлоп и значительно увеличится расход топлива.
Эти симптомы не обязательно означают, что датчик необходимо заменить. Иногда достаточно почистить контакты, очистить сам датчик от коррозии. Если при визуальном осмотре не удалось выявить проблемы, элемент следует проверить.
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Если вентилятор радиатора не включается, одной из причин такого нарушения может быть датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Не торопитесь сразу менять, попробуйте сначала проверить ДТОЖ, тем более что самому сделать это довольно просто.
ДТОЖ располагается на впускном патрубке системы охлаждения в потоке охлаждающей жидкости двигателя (охлаждающей жидкости). Внутри датчика находится термистор «NTC»: при нагревании его сопротивление уменьшается, а низкая температура обеспечивает высокое сопротивление.
Параметры датчика температуры охлаждающей жидкости. Артикул 423.3828, аналог датчиков 23.3828 и 405213. Каталожный номер 2112-3851010
- — Номинальное напряжение, В 3,4 (± 0,3)
- — Сопротивление при 15 ° С, Ом 4033… 4838
- — Сопротивление при 128 ° С, Ом 76,7… 85,1
- — Выходное напряжение при 15 ° С,% 92,1… 93,3
- — Выходное напряжение при 128 ° С,% 18,1… 19,7
- — Резак под ключ S19
- — резьба M3 / 8′
- — Масса, кг 0,044
Контроллер (ЭБУ) подает напряжение 5 В на датчик температуры охлаждающей жидкости через резистор постоянного сопротивления внутри контроллера. Контроллер рассчитывает температуру охлаждающей жидкости на основе падения напряжения на датчике переменного сопротивления.
Замена ДТОЖ
- Частично слить охлаждающую жидкость;
- Выключив зажигание, отсоединить разъем датчика;
- Используйте кнопку «19», чтобы выключить датчик температуры охлаждающей жидкости;
- Снимаем датчик вместе с уплотнительным кольцом.
ДТОЖ контроль
Способ 1:
Подключаем щуп «минусового» вольтметра к «массе» двигателя.После включения зажигания измеряем вольтметром напряжение на выводе А колодки проводов (обозначение клемм напечатано на колодке проводов). Выходное напряжение должно быть не менее 12 В. Если напряжение не достигает блока или ниже 12 В, возможно, разрядился аккумулятор или неисправна цепь питания или ЭБУ.
После измерения напряжения выключите зажигание.
Способ 2: переводим мультиметр в режим вольтметра, омметра с диапазоном измерения от 100 Ом до 10 кОм. Также вам понадобится термометр с пределом изменения не менее 100 ° C или замените его цифровым мультиметром с режимом термометра.
Опускаем ДТОЖ в сосуд емкостью 0,5 л с теплоносителем и прогреваем. Температура контролируется термометром. Измеряем сопротивление датчика при разных температурах. Или наполняем емкость кипятком, погружаем рабочую часть датчика и записываем показания прибора при температуре около 100 ° С. По мере остывания воды измеряем сопротивление датчика при температуре 90 ° С. 80, 70 ° C и т.д. Сравнивая полученные результаты с данными в таблицах:
Температура охлаждающей жидкости, ° С | Сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости, Ом |
сто | 177 |
90 | 241 |
80 | 332 |
70 | 467 |
60 | 667 |
50 | 973 |
45 | 1188 |
40 | 1459 |
35 год | 1802 г |
тридцать | 2238 |
25 | 2796 |
ветры | 3520 |
15 | 4450 |
10 | 5670 |
5 | 7280 |
0 | 9420 |
Теперь вы знаете, как проверить ДТОЖ, но что, если этот метод не решает проблему с системой охлаждения двигателя (СОД)? Итак, давайте узнаем, как проверить SOD.
Диагностика ДТОЖ
Все автовладельцы должны знать, как проверить датчик температуры на ВАЗ-2110. Проверив, вы сможете сэкономить на стоимости нового устройства, хотя цена его не совсем высокая.
Элемент можно проверить нагреванием. Вам понадобится подходящая емкость. Это может быть стакан или чайник. В нее наливают горячую воду. Вода должна быть нагрета примерно до 100 градусов — за нагревом нужно следить градусником. После этого рабочая часть устройства опускается в воду. Однако опускать нужно именно ту часть датчика температуры, которая находится в двигателе. Контакты не должны находиться в воде. Затем к контактам подключается мультиметр и измеряется сопротивление.
Исправный датчик при температуре жидкости 100 градусов имеет сопротивление 177 Ом. При +50 градусах сопротивление 973 Ом. Если значения неверны, неисправный элемент необходимо заменить. Если показатели попадают в эти нормы, значит, все в порядке.
Как заменить ДТОЖ
Перед покупкой нового устройства на замену старому стоит уточнить маркировку на старом датчике. Лучше купить точно такое же устройство.
Другие, хотя и похожие предметы, могут давать неверные показания, блок управления двигателем неправильно их поймет, и водитель увидит ложные показания на приборной панели. Медная шайба должна быть включена в новый элемент. В случае его отсутствия приобретается отдельно.
Демонтаж
В первую очередь смотрят, что мешает им приблизиться к термостату и датчику. Корпус воздушного фильтра мешает — надо снимать. Кроме того, рекомендуется слить антифриз из двигателя, но это не всегда необходимо. Во время замены выходит лишь немного жидкости, и ее всегда можно долить до уровня.
Затем, сливая жидкость, снимаем клемму с АКБ, выбираем нужный датчик и снимаем все, что к нему подключено. После отключения элемент просто откручивают, удерживая за края руками или ключом. Затем устройство можно удалить.
Установка нового датчика
Новый датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2110 устанавливается в обратной последовательности. Опытные автомобилисты рекомендуют смазать резьбу элемента герметиком.
Иногда возникают утечки охлаждающей жидкости из-под нового датчика. Процесс замены предельно прост и с ним легко справятся даже новички, которые только что сели за руль и до этого ничего не знали об автомобилях.
Испытание на работоспособность
Самый эффективный способ проверки — это диагностика с помощью диагностического оборудования, у простых людей — «автосканера». Это наиболее точный способ определить любые неисправности автомобиля, и здесь есть 2 варианта: обратиться в сервисный центр или приобрести сканер для личного пользования. На данный момент второй вариант будет наиболее предпочтительным, поскольку он сэкономит вам много денег за короткий промежуток времени. На рынке представлено очень большое количество диагностических приборов на любой вкус и цвет.
Если ваш бюджет ограничен или вы просто не хотите тратить много денег на устройство, мы можем порекомендовать адаптер корейского производителя Scan Tool Pro Black Edition.
Адаптер совместим с 99% автомобилей, с 1993 года он подключается через Bluetooth или Wi-Fi к любому устройству на Android, iOS и Windows. Примечательно, что, несмотря на невысокую стоимость в районе 2 — 2,5 тысячи рублей, устройство видит не только двигатель, как большинство недорогих переходников, но и другие узлы и агрегаты автомобиля. Он также показывает работу всех датчиков, имеющихся в вашем автомобиле, в режиме реального времени.
Если у вас нет таких устройств и до ближайшего сервисного центра далеко, есть другой способ проверить — дома.
Чтобы проверить термодатчик, его нужно будет снять с автомобиля. Для этого выполните следующие действия:
- Дайте двигателю остыть до 40-50 ° C, чтобы не обжечь руки во время работы. Частично или полностью слить антифриз из системы охлаждения.
- Отсоедините аккумулятор от бортовой сети, отсоединив отрицательный провод.
- Отсоедините колодку от термопары.
- Отвинтите деталь с помощью ключа подходящего размера.
Если устройство установлено в самой высокой точке системы, нет необходимости полностью опорожнять его, достаточно слить одну треть жидкости в емкости. Слить весь антифриз нужно, когда термопара находится внизу радиатора.
Для тестирования вам понадобятся:
- мультиметр или другое устройство, способное измерять сопротивление цепи;
- небольшая емкость для воды (можно и обычный стакан);
- термометр со шкалой до 100.
Термометр необходим, если вы хотите провести точные измерения сопротивления, используя справочную таблицу вашего автомобиля. При отсутствии таблицы работоспособность детали проверяется без градусника по принципу его работы: чем теплее вода в стакане, тем меньше должно быть сопротивление контактов.
Перед тем как проверять датчик температуры охлаждающей жидкости по мере его прогрева, прозвоните его контакты омметром. Возможно, прибор перегорел или произошло короткое замыкание. Тогда дальнейшие манипуляции теряют смысл, и элемент необходимо менять, так как он не подлежит ремонту.
Если мультиметр показал сопротивление, погрузите термопару в стакан с холодной водой и запишите показания. Затем долейте горячую воду и наблюдайте за изменением сопротивления, оно должно уменьшиться. Если изменений нет, приобретите и установите новый датчик температуры.
Если испытания прошли успешно и прибор меняет сопротивление при нагревании воды, стоит проверить соединительные провода и почистить контакты. Подобные мелочи часто вызывают серьезные неисправности.