Проверка датчика детонации ВАЗ 2110 и 2112

Содержание
  1. Чем опасно детонационное сгорание и что его может вызвать?
  2. Детонация. Произвольное самовоспламенение топлива
  3. Как с этим бороться?
  4. Влияние детонации на систему
  5. Детонация двигателя – причины
  6. Бесперебойная работа датчика детонации на ВАЗ 2110 — гарант экономии его владельца
  7. Назначение и принцип работы датчика
  8. Разновидности
  9. Где найти датчик детонации?
  10. Почему датчик детонации выходит из строя?
  11. Датчик детонации ВАЗ 2110, основные признаки неисправности
  12. Проверка
  13. Измерение напряжения
  14. Измерение сопротивления
  15. Проверка датчика детонации на электрической колодке
  16. Как определить неисправность с помощью диагностического сканера
  17. Проверка датчика детонации осциллографом
  18. Как еще можно проверить ДД
  19. Как проверить вновь приобретенный датчик детонации ВАЗ 2112 либо состояние старого
  20. Пошаговая диагностика
  21. Меняем датчик детонации ВАЗ 2110-2112
  22. Руководство по замене датчика детонации на ВАЗ 2112
  23. Заключительный итог

Чем опасно детонационное сгорание и что его может вызвать?

Но при невыполнении хотя бы одного из условий велика вероятность возгорания детонацией, что в будущем может нанести серьезный ущерб. Суть этого горения сводится к тому, что часть топлива из-за ряда факторов, преобладающих в камере сгорания, самовозгорается. Также это происходит до того, как между электродами свечи зажигания образуется искра, то есть смесь загорается раньше времени.

как работает двигатель

Особенность детонационного горения в том, что оно похоже на взрыв. Горение смеси происходит намного быстрее и сопровождается повышением давления и значительно более высокой температурой, чем при нормальном процессе горения топливовоздушной смеси.

Результатом этого возгорания является оплавление днища поршня, сгорание его или клапанов. Как правило, детонация на электростанции может нанести огромный ущерб и потребовать дорогостоящего и трудоемкого ремонта.

Виной появления детонации могут быть:

  • некачественный бензин с низким октановым числом.
  • конструктивные характеристики силовой установки (степень сжатия в цилиндре, форма камеры сгорания, положение свечи зажигания и т д);
  • изменение условий работы в цилиндрах (неправильная установка угла опережения зажигания, работа под нагрузкой, наличие значительного нагара, ухудшение качества топливовоздушной смеси).

Детонация. Произвольное самовоспламенение топлива

Детонация образуется в камере сгорания при химической реакции горения бензиновой смеси. Во время цепной реакции газообразные побочные продукты, смешиваясь с парами исходной смеси, повторно входят в процесс горения, создавая неконтролируемый взрыв и самовозгорание горючей смеси. По сути, это непроизвольное и преждевременное возгорание, сопровождающееся ударной волной и увеличением кокса.

Затем, начиная следующий такт, поршень ДВС сжимает смесь, создавая давление в цилиндре. Затем, через некоторое время (доли секунды) должно произойти возгорание. Однако по указанным выше причинам аномальное зажигание происходит уже в момент сжатия (несмотря на эти доли секунды).

Пламя распространяется по камере, образуется фронт повышенного давления. Вместе с давлением поршня на смесь давление от преждевременного сгорания создает условия для образования летучих, легковоспламеняющихся соединений (спиртов, формальдегидов, оксидов), которые инициируют цепную реакцию. Результат всего этого — точечное самовоспламенение взрывного характера.

Как с этим бороться?

Один из простейших способов устранения ударов — изменение угла стрельбы. Ведь этот параметр существенно влияет на работу силового агрегата. При позднем зажигании топливо не успевает закончиться полностью, что влияет на мощность, реакцию дроссельной заслонки и расход топлива. А при раннем угле зажигания возникает горение по детонации — топливо заканчивается раньше, что приводит к появлению ударных нагрузок на поршневой узел и кривошипно-шатунный механизм.

В карбюраторных автомобилях детонация устранялась поворотом трамблера с обеспечением последующего зажигания.

В современных инжекторных автомобилях невозможно вручную изменить угол атаки, так как регулировка этого параметра осуществляется электронной системой управления двигателем. По сути, автомобиль сам регулирует зажигание, чтобы обеспечить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива. Кроме того, это достигается при несколько раннем зажигании, когда угол установлен так, чтобы не происходило детонационное возгорание. Но как уже было сказано, возникновение этого эффекта зависит от многих факторов.

Влияние детонации на систему

Взорвавшаяся смесь ускоряет распространение пламени, одновременно разгоняясь до скорости 2500 м / с. Это несравнимо выше скорости горения пламени выстрела, значение которой не превышает 30 м / с.

Первыми на себя удар волны попадают стенки камеры цилиндра. Однако они не могут нейтрализовать всю мощь волны, энергия которой выходит за пределы блока цилиндров, оставляя за собой разрушительный след. Соседние элементы конструкции постепенно гасят эту энергию, принимая все более ослабленную ударную волну.

В двигателе слышны стуки, шум и повышение температуры. Он многократно деформируется от ударов и перегрева. Также страдают узлы и детали, расположенные в непосредственной близости, их структура становится рыхлой, они покрываются слоем углерода, что в конечном итоге приводит к ускоренному износу.

Детонация двигателя – причины

В каких ситуациях происходит этот процесс? Детонация может происходить по нескольким причинам:

  • За счет использования низкооктанового топлива. Рекомендуемое октановое число для «десятки» составляет 92. Если вы используете топливо с октановым числом ниже 92, сопротивление детонации значительно снизится. Смесь начнет самовоспламеняться, как дизель. Но при этом двигатель ощущает сильную нагрузку. Это пагубно сказывается на ресурсе и функциональности поршневых элементов.
  • Раннее зажигание. При неправильной установке угла опережения зажигания автомобиль будет постоянно взрываться. Как это определить? Вы можете проверить это на ходу. На скорости 50 километров в час необходимо включить пятую передачу и нажать на газ. Если вы слышите стуки в области двигателя, это значит, что стук произошел. Момент зажигания должен быть правильным.
  • Свечи. Они должны точно соответствовать техническим параметрам и термическому классу. Также детонация может произойти из-за нагара на свечах зажигания или при их сильном износе.
  • Отложения нагара в камере сгорания. Обычно это происходит на двигателях с пробегом «более 200». Из-за нагара образуются отложения, которые образуют своего рода тепловую рубашку. В результате рабочая температура в камере повышается, и смесь начинает самопроизвольно гореть. При износе маслосъемных колец может образовываться нагар.

Бесперебойная работа датчика детонации на ВАЗ 2110 — гарант экономии его владельца

Сегодня каждый автомобиль оснащен различными регуляторами и контроллерами, предназначенными для мониторинга и управления различными системами. Один из таких на автомобиле ВАЗ 2110 — датчик детонации.

Назначение и принцип работы датчика

На 8- и 16-клапанных двигателях датчик детонации ВАЗ 2110 выполняет функцию управления системой зажигания горючей смеси. Из-за отложенного зажигания водитель может столкнуться с проблемой увеличения расхода бензина, снижения мощности двигателя и перегрева. Последующее возгорание горючей смеси может привести к возгоранию клапанов, а также к снижению мощности двигателя.

Что касается принципа работы устройства на двигателе внутреннего сгорания на 8 или 16 клапанов, то он заключается в пьезоэлектрическом эффекте. То есть уровень напряжения полностью зависит от физического воздействия на компонент. Если давление выше, импульс напряжения соответственно увеличится.

Разновидности

Если говорить о типах датчиков фазы ВАЗ, то в отечественных «десятках» могут применяться регуляторы следующих типов:

  • широкополосный контроллер;
  • устройство резонансного типа.

В широкополосных версиях преобразователь АЦП воспринимает действие всех импульсов тока, которые генерирует устройство. Если в системе внезапно возникает резонанс, единица измерения может воспринимать только вибрации той или иной частоты, которая актуальна для момента детонации в двигателе.

Следует отметить, что оба типа по своей сути не взаимозаменяемы, поскольку они имеют существенно разные уровни импульсов. Итак, если вы столкнулись с проблемой сбоев в работе устройства и, как следствие, с необходимостью замены датчика детонации, то лучше установить тот же регулятор, который уже был установлен (автор видео Канальный ремонт двигателя! И интересно!).

Где найти датчик детонации?

Подавляющее большинство автовладельцев слышали, что в их машине есть датчик детонации, но в то же время значительная часть автовладельцев не знает, где его искать. А в случае неисправности именно отсутствие этой информации может вызвать некоторые проблемы. В целом стоит отметить, что существует два типа преобразователей: резонансные и широкополосные. Главное их отличие — принцип действия, но при этом конструктивное устройство никак не влияет на расположение.

Масляный фильтр является ориентиром при поиске датчика детонации в моторном отсеке. Датчик детонации чаще всего располагается рядом с датчиком масла. Однако, конечно, индивидуальные характеристики могут присутствовать в зависимости от модели автомобиля. Это означает, что в случае, если у вас есть какие-либо сомнения или предмет, который вы искали, не был найден на своем обычном месте, было бы разумно обратиться за помощью к руководству по эксплуатации вашей модели автомобиля.

Почему датчик детонации выходит из строя?

Это происходит по нескольким причинам:

  • Из-за обрыва сигнального кабеля.
  • Из-за короткого замыкания датчика «на массу».
  • В случае обрыва оплетки экрана провода.
  • Когда бортовая сеть одного из кабелей замкнута (правда, такая проблема возникает довольно редко).

Запчасти на ВАЗ 2110

Но какова бы ни была причина, только диагностика поможет выяснить исправность элемента.

Датчик детонации ВАЗ 2110, основные признаки неисправности

Перед заменой ДД на новый рекомендуется проверить электрическую схему его подключения. Кроме того, очень часто выход из строя датчика связан с окислением его контактов, в таком случае их следует очистить. В целом элемент отличается чрезвычайно высокой надежностью и долговечностью.

Проблемы с датчиком можно определить, выполнив как компьютерную диагностику, так и сделав вывод о характерных «симптомах», возникающих во время движения, а именно:

  • машина заметно потеряла мощность;
  • периодически загорается индикация «CheckEngine»: при разгоне, начале движения или подъеме в гору;
  • двигатель троит (работает с необычными звуками).

Прочитав электронные коды ошибок форсунки ДВС, о состоянии датчика детонации ВАЗ 2112 можно сделать следующие выводы:

  • код 0325 указывает на проблемы с сетью. Например, обрыв провода или закисление контактов вилки. В этом случае прозваниваем электрическую схему подключения датчика, зачищаем электрические контакты;
  • если вышеперечисленные действия не помогли, остается только проверить ремень ГРМ, его проскальзывание также может быть причиной проблемы;
  • коды n. 0326, 0327 соответственно сообщают нам о плохом уровне сигнала с датчика детонации ВАЗ 2112. Снова зачищаем контакты, проверяем момент затяжки гайки (от 10 до 24 Н * м) или меняем на новый;
  • код 0328 сигнализирует о слишком высоком уровне управляющего сигнала от датчика детонации. Возможно, проколот элемент, неисправна проводка или необходимо проверить синхронизацию ремня ГРМ.

Подобным образом диагностировать неисправность можно практически на всех автомобилях инжекторного типа ВАЗ 2110-2112, за исключением первых моделей, выпускаемых с 2002 года.

Проверка

Итак, на ВАЗ 2110, 2112, 214, 2115 замена датчика детонации начинается со считывания кодов неисправностей двигателя:

  • Ошибка с кодом 0325 говорит о том, что в электрической цепи цепи датчика произошел обрыв.

Необходимо внимательно осмотреть и при необходимости «прозвонить» всю цепь и почистить контакты в разъемах датчика, так как основная причина этой ошибки — окисленные контакты. Кроме того, необходимо проверить ремень ГРМ, т.е правильность его установки по меткам, возможно, он ослаб и отсутствуют некоторые зубья.

  • Ошибка 0328 свидетельствует о высоком уровне сигнала от датчика детонации.

В этом случае необходимо обратить внимание на высоковольтные кабели. Эта ошибка выдается при «выходе из строя» блока питания и пьезоэлемента, а также при увеличении люфта клапана. Еще раз проверьте ремень ГРМ.

  • Ошибки с кодами 0326 и 0327 говорят о том, что уровень сигнала с датчика слишком низкий.

Как и в предыдущих случаях, проверяем электрическую цепь, при снятом датчике обрабатываем датчик и его контакты подходящими антикоррозионными средствами.Обращаем особое внимание на момент затяжки датчика, который должен быть равен 10- 24 Н * м. Если приборная панель не предупреждает светом «ПРОВЕРИТЬ ДВИГАТЕЛЬ», то замена датчика детонации ВАЗ 2114, 2110, 2115 сопровождается проверкой вольтметром, для чего:

  • В мультиметре выставить режим вольтметра и ввести читаемый предел измерения 200 МВ;
  • На двухконтактном датчике (широкополосного типа) щупы мультиметра подключаем к контактам, а на контактном датчике (резонансного типа) — один к контакту, второй к корпусу датчика;
  • Немного с последующим увеличением силы удара постучите металлическим предметом (отверткой или болтом) по корпусу датчика и наблюдайте за показаниями вольтметра;
  • При ударе должен наблюдаться скачок напряжения: чем сильнее удар, тем больше скачок, иначе датчик обязательно нужно заменить.

Также замена датчика детонации ВАЗ 2115 может сопровождаться проверкой его омметром, в котором показание сопротивления должно быть по шкале 1-10 МОм.

Измерение напряжения

Эффективнее проверить датчик детонации двигателя мультиметром (другое название — электрический тестер, это может быть электронный или механический указатель). Эту проверку можно произвести, сняв датчик с места или проверив на месте, но с разборкой будет удобнее работать. Затем для проверки вам необходимо перевести мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (DC) в диапазоне около 200 мВ (или меньше). Затем подключите щупы устройства к электрическим клеммам датчика. Постарайтесь установить хороший контакт, так как от этого будет зависеть качество теста, потому что некоторые низкочувствительные (дешевые) мультиметры могут не распознавать небольшое изменение напряжения!
Затем вам нужно взять отвертку (или другой прочный цилиндрический предмет) и вставить ее в центральное отверстие датчика, затем воздействовать на трещину так, чтобы во внутреннем металлическом кольце появилась сила (не переусердствуйте, корпус датчика пластиковый и может сломаться!). В этом случае нужно обращать внимание на показания мультиметра. Без механического воздействия на датчик детонации значение напряжения с него будет нулевым. И по мере увеличения силы, приложенной к нему, выходное напряжение также будет увеличиваться. Для разных датчиков она может быть разной, но обычно значение варьируется от нуля до 20… 30 мВ при минимальных или средних физических нагрузках.

Аналогичную процедуру можно выполнить, не снимая датчик с гнезда. Для этого нужно отсоединить его контакты (микросхемы) и таким же образом подключить щупы мультиметра (также обеспечивая качественный контакт). Затем с помощью любого предмета надавите на него или постучите металлическим предметом рядом с местом, где он установлен. В этом случае значение напряжения на мультиметре должно увеличиваться с увеличением приложенной силы. Если при этой проверке значение выходного напряжения не изменится, скорее всего, датчик вышел из строя и его необходимо заменить (эти блоки ремонту не подлежат). Однако имеет смысл провести дополнительную проверку.

Также значение выходного напряжения с датчика детонации можно проверить, если положить его на металлическую поверхность (или другую, но так, чтобы он хорошо проводил звуковые волны, то есть взорвался) и ударить по нему другим металлическим предметом в непосредственная близость датчика (соблюдайте осторожность, чтобы не повредить устройство!). Исправный датчик должен на это отреагировать изменением выходного напряжения, которое будет отображаться прямо на экране мультиметра.

Аналогичным образом можно проверить резонансный («старый») датчик детонации. В целом процедура аналогична, необходимо подключить один щуп к выходному контакту, а второй — к его корпусу («массе»). Затем ударьте по корпусу датчика гаечным ключом или другим тяжелым предметом. Если прибор исправен, значение выходного напряжения на экране мультиметра изменится на короткое время. В противном случае датчик, скорее всего, вышел из строя. Однако имеет смысл дополнительно проверить его сопротивление, так как падение напряжения может быть очень небольшим и некоторые мультиметры могут его просто не обнаружить.

Есть датчики, которые имеют выходные контакты (выходные микросхемы). Их контроль осуществляется аналогично, для этого необходимо измерить значение выходного напряжения между двумя его контактами. В зависимости от конструкции конкретного двигателя датчик для этого необходимо разобрать или проверить прямо на месте.

Учтите, что после удара повышенное выходное напряжение обязательно должно вернуться к исходному значению. Некоторые неисправные датчики детонации при срабатывании (ударе или приближении) увеличивают выходное напряжение, но проблема в том, что после воздействия на них напряжение остается высоким. Опасность такой ситуации заключается в том, что ЭБУ не диагностирует неисправность датчика и не активирует контрольную лампу двигателя. Но на самом деле по информации с датчика ЭБУ изменяет угол зажигания и двигатель может работать в неоптимальном для автомобиля режиме, то есть с задержкой зажигания. Это может проявляться в повышенном расходе топлива, потере динамических характеристик, проблемах с запуском двигателя (особенно при низких температурах) и других мелких проблемах. Такие сбои могут быть вызваны разными причинами, и иногда очень сложно понять, что они вызваны именно неправильной работой датчика детонации.

Измерение сопротивления

Датчики детонации, как резонансные, так и широкополосные, могут быть проверены путем измерения изменения внутреннего сопротивления в динамическом режиме, т.е во время их работы. Процедура и условия измерения полностью аналогичны описанному выше измерению напряжения.

Единственное отличие состоит в том, что мультиметр включается не в режиме измерения напряжения, а в режиме измерения значения электрического сопротивления. Диапазон измерения составляет примерно до 1000 Ом (1 кОм). В бесшумном состоянии (без ударов) значение электрического сопротивления будет порядка 400… 500 Ом (точное значение будет разным для всех, даже датчиков одной модели). Измерение широкополосных датчиков необходимо производить, подключив щупы мультиметра к выводам датчика. Затем постучите по самому датчику или в непосредственной близости от него (по месту его крепления в двигателе или, если он разобран, положите его на металлическую поверхность и ударьте). При этом внимательно проверьте показания тестера. Во время удара значение сопротивления ненадолго увеличится и вернется обратно. Обычно сопротивление повышается до 1… 2 кОм.

Как и в случае измерения напряжения, нужно убедиться, что значение сопротивления вернулось к исходному значению и не замерзло. Если этого не происходит и сопротивление остается высоким, датчик детонации неисправен и подлежит замене.

Что касается старых датчиков детонации, то их сопротивление измеряется точно так же. Один зонд должен быть подключен к выходному контакту, а другой — к держателю входа. Обязательно обеспечить качественный контакт! Затем с помощью гаечного ключа или небольшого молотка нужно слегка ударить по корпусу датчика (его «стволу») и параллельно посмотреть показания счетчика. Они должны увеличиться и вернуться к своим первоначальным значениям.

Стоит отметить, что измерение значения сопротивления рассматривается некоторыми механиками как более высокий приоритет, чем измерение значения напряжения при диагностике датчика детонации. Как упоминалось выше, изменение напряжения во время работы датчика очень мало и составляет буквально несколько милливольт, в то время как изменение значения сопротивления измеряется в целых омах. В результате не все мультиметры способны регистрировать такое небольшое падение напряжения, но почти все — изменение сопротивления. Но в целом это не имеет значения, и вы можете запустить два теста последовательно.

Проверка датчика детонации на электрической колодке

Есть еще один метод проверки датчика детонации, не снимая его с сиденья. Для этого нужно использовать штекер ЭБУ. Однако сложность этого контроля заключается в том, что необходимо знать, какие слоты в блоке соответствуют датчику, поскольку каждая модель автомобиля имеет индивидуальную электрическую схему. Поэтому эту информацию (пин-код и / или контактную площадку) необходимо дополнительно уточнить в инструкции или на специализированных ресурсах в Интернете.

Перед проверкой датчика на блоке ЭБУ в обязательном порядке отсоединить минусовую клемму АКБ.

Вам нужно подключиться к известным контактам на блоке

Суть контроля заключается в измерении величины сигналов, подаваемых датчиком, а также в проверке целостности электрической цепи / сигнала на блок управления. Для этого в первую очередь необходимо снять блок с блока управления двигателем. На колодке нужно найти два искомых контакта, к которым нужно подключить щупы мультиметра (если щупы не подходят, можно использовать «удлинители» в виде гибких проводов, главное для обеспечения хорошего и продолжительного контакта). На самом приборе необходимо включить режим измерения постоянного напряжения с пределом 200 мВ. Затем аналогично описанному выше способу постучите где-нибудь в непосредственной близости от датчика. В этом случае на экране измерительного прибора можно будет увидеть резкое изменение значения выходного напряжения. Дополнительным преимуществом использования этого метода является то, что при обнаружении изменения напряжения проводка от блока управления двигателем к датчику гарантированно не повреждена (без обрыва или повреждения изоляции), а контакты находятся в хорошем состоянии.

Также имеет смысл проверить состояние сигнала / экрана силового кабеля от ЭБУ к датчику детонации. Дело в том, что со временем или при механическом воздействии он может выйти из строя и, как следствие, его эффективность снизится. Таким образом, в проводах могут появляться гармоники, которые не генерируются датчиком, а возникают под действием посторонних электрических и магнитных полей. А это может привести к тому, что блок управления будет принимать ложные решения, соответственно, двигатель не будет работать в оптимальном режиме.

Обратите внимание, что описанные выше методы измерения напряжения и сопротивления только указывают на то, что датчик исправен. Однако в некоторых случаях важно не наличие самих скачков, а их дополнительные параметры.

Как определить неисправность с помощью диагностического сканера

В ситуации, когда наблюдаются симптомы неисправности датчика детонации и горит индикатор двигателя, немного проще выяснить, в чем именно причина, достаточно просто прочитать код неисправности. Если есть проблемы в его цепи питания, ошибка P0325 устраняется, а при повреждении сигнального кабеля — P0332. Если провода датчика закорочены или он плохо закреплен, можно также установить другие коды. А чтобы узнать это, просто откройте для себя обычный, даже китайский диагностический сканер с 8-битным чипом и автомобильной совместимостью (что может быть не всегда).

При наблюдении за детонацией, снижением мощности, нестабильной работой при разгоне определить, действительно ли возникли такие проблемы из-за неисправности ДД, можно только с помощью сканера OBD-II, который может считывать показатели работы системы датчики в реальном времени. Scan Tool Pro Black Edition — хороший вариант для этой задачи.
Диагностический сканер Scan Tool Pro с микросхемой PIC18F25k80, который позволяет легко подключаться к ЭБУ практически любого автомобиля и работать со многими программами как со смартфона, так и с компьютера. Связь происходит через Wi-Fi и Bluetooth. Возможность доступа к данным в блоках цилиндров, коробках передач, трансмиссиях, вспомогательных системах ABS, ESP и т.д.

При проверке работы датчика детонации сканером необходимо смотреть на показатели, касающиеся пропусков зажигания, продолжительности впрыска, скорости двигателя, его температуры, напряжения на датчике и угла опережения зажигания. Сравнивая эти данные с тем, что должно быть на работающем автомобиле, мы можем сделать вывод, изменяет ли ЭБУ угол и устанавливать его поздно для всех режимов работы двигателя. УОЗ меняется в зависимости от режима работы, используемого топлива, двигателя автомобиля, но главный критерий — не должно быть резких скачков.

Проверка датчика детонации осциллографом

Есть еще один метод проверки ДД: с помощью осциллографа. В этом случае вряд ли удастся провести проверку работоспособности без разборки, так как осциллограф обычно является стационарным устройством и не всегда имеет смысл отнести его в гараж. И наоборот, снять датчик детонации с двигателя несложно и занимает несколько минут.

Управление в этом случае аналогично описанному выше. Для этого нужно подключить два щупа осциллографа к соответствующим выводам сенсора (удобнее проверять широкополосный, двухконтактный сенсор). Также, выбрав режим работы осциллографа, вы можете использовать его для наблюдения за формой амплитуды сигнала от диагностируемого датчика. В беззвучном режиме это будет прямая линия. Но если к датчику приложить механические удары (не очень сильные, чтобы не повредить его), то вместо прямой линии прибор покажет взрывы. И чем сильнее удар, тем больше амплитуда.

Конечно, если амплитуда сигнала не меняется в процессе срабатывания триггера, это, скорее всего, означает, что датчик вышел из строя. Однако лучше всего диагностировать это дополнительно, измерив выходное напряжение и сопротивление. Также помните, что пик амплитуды должен быть коротким по продолжительности, после чего амплитуда уменьшается до нуля (осциллограф покажет прямую линию).

Вам нужно обратить внимание на форму волны от датчика

Однако даже если датчик детонации сработал и выдал какой-то сигнал, на осциллографе необходимо внимательно изучить его форму. В идеале он должен быть в форме толстой иглы с острым, ярко выраженным концом, а передняя часть струи должна быть гладкой, без зазубрин. Если да, то датчик в полном порядке. Если импульс имеет несколько пиков и края его неровные, такой датчик лучше заменить. Дело в том, что, скорее всего, пьезоэлемент в нем уже сильно состарился и издает неверный сигнал. Ведь эта чувствительная часть датчика со временем постепенно выходит из строя под воздействием вибрации и высоких температур.

Таким образом, диагностика датчика биений с помощью осциллографа является наиболее достоверной и полной, дающей наиболее подробную картину технического состояния устройства.

Как еще можно проверить ДД

Есть еще один, довольно простой метод проверки датчика детонации. Он заключается в том, что при работе двигателя на холостом ходу на оборотах около 2000 об / мин или чуть больше, с помощью гаечного ключа или молотка они ударяют по какой-то детали в непосредственной близости от датчика (однако, нет необходимости наносить прямой удар на блоке цилиндров, чтобы не повредить его). Датчик воспринимает этот удар как биение и передает соответствующую информацию в ЭБУ. Блок управления, в свою очередь, снижает обороты двигателя, что хорошо слышно. Но помните, что этот метод проверки не всегда работает! Следовательно, если в этой ситуации обороты уменьшились, это означает, что датчик в порядке и дальнейшую проверку можно пропустить. Но если обороты остаются на прежнем уровне, то нужно провести дополнительную диагностику одним из вышеперечисленных методов.

Обратите внимание, что в настоящее время на рынке доступны различные оригинальные и аналоговые датчики детонации. В результате их качество и технические параметры будут отличаться. Проверьте это перед покупкой, так как неправильно подобранный датчик даст неверные данные.

На некоторых автомобилях алгоритм датчика детонации связан с информацией о положении коленчатого вала. То есть ДД работает не постоянно, а только при нахождении коленвала в определенном положении. Иногда такой принцип работы приводит к проблемам при диагностике состояния датчика. Это одна из причин того, что обороты не упадут до минимума просто потому, что в датчик или рядом с ним был произведен выстрел. Кроме того, блок управления двигателем принимает решение о возникшей детонации не только на основании информации от датчика, но и с учетом дополнительных внешних факторов, таких как температура двигателя, частота вращения двигателя, скорость автомобиля и некоторые другие. Все это входит в программы, с которыми работает ЭБУ.

В таких случаях проверить датчик детонации можно следующим образом… Для этого вам понадобится стробоскоп, чтобы использовать его на работающем двигателе, чтобы добиться «стоячего» положения ремня ГРМ. Именно в этом положении датчик активируется. Затем с помощью гаечного ключа или молотка (для удобства и чтобы не повредить датчик можно использовать деревянную палку) легонько постучите по датчику. Если DD работает правильно, ремень слегка сжимается. Если этого не произошло, очень вероятно, что датчик неисправен, необходимо провести дополнительную диагностику (измерение напряжения и сопротивления, наличие короткого замыкания).

Кроме того, в некоторых современных автомобилях есть так называемый «датчик неровности дороги», который работает в паре с датчиком детонации и при условии сильной тряски автомобиля может исключить ложное срабатывание ДД. То есть при определенных сигналах от датчика плохой дороги блок управления двигателем игнорирует активацию от датчика детонации по определенному алгоритму.

В корпусе датчика детонации помимо пьезоэлемента находится резистор. В некоторых случаях может выйти из строя (сгореть, например, из-за высокой температуры или плохой пайки на заводе). ЭБУ воспримет это как обрыв провода или короткое замыкание в цепи. Теоретически эту ситуацию можно исправить, припаяв возле ЭБУ резистор с аналогичными техническими характеристиками. Один контакт необходимо припаять к сигнальному кабелю, а другой — к земле. Однако проблема в этом случае заключается в том, что значения сопротивления резистора не всегда известны, и пайка не очень удобна, если не невозможна. Поэтому самый простой способ купить новый датчик — это установить его на место вышедшего из строя устройства. Также, припаяв дополнительный резистор, можно изменить показания датчика и установить аналог от другого аппарата вместо рекомендованного производителем устройства. Однако, как показывает практика, такой самодеятельностью лучше не заниматься!

Как проверить вновь приобретенный датчик детонации ВАЗ 2112 либо состояние старого

Несмотря на невысокую стоимость изделия (порядка 100-200 рублей), нередки случаи покупки, когда вы получаете некачественный датчик детонации ВАЗ 2112 или просто замаскированный манекен. Поэтому будет полезно понять, как именно проверить и диагностировать снятый с автомобиля датчик или приобрести новый.

Для проверки вам понадобится электрический мультиметр, настроенный на диапазон измерения 200 мВ постоянного тока. Подключите щупы прибора к разъемам широкополосного датчика измерения электрических величин (в случае резонансного — зонд измеряет относительно тела).

Замена на мультиметр

Коснитесь корпуса датчика отверткой. Регистрируемые прибором абсолютные значения напряжения будут напрямую зависеть от степени физического воздействия на него: чем сильнее удар, тем сильнее будет импульс напряжения. Если зависимость прослеживается, значит ДД работает.

А теперь перейдем к нашему многофункциональному прибору для измерения сопротивления. Омическая нагрузка, измеренная в работающем датчике, должна составлять от 1 до 10 МОм. Конечно, неисправный DD или его манекен будет показывать бесконечное сопротивление, а сломанный будет очень маленьким, порядка нескольких десятых ома.

Пошаговая диагностика

  • Устанавливаем машину на смотровом канале. В качестве альтернативы мы используем гидравлический подъемник;
  • Открытие капота для улучшения обзора;
  • Из-под днища откручиваем шесть саморезов — крепеж для защиты металла. Достаем из сиденья;
  • DD предварительно устанавливается под корпусом выпускного коллектора. Аккуратно подденьте замок проводами, отключите контакт;
  • Подводим клеммы мультиметра к концевым выключателям;
  • Измеряем фактическое сопротивление, сравниваем полученные результаты со стандартами, указанными в инструкции по применению;
  • На основании полученных данных принимаем решение о целесообразности дальнейшего использования оборудования.

ВАЗ 2112 датчик детонации

Меняем датчик детонации ВАЗ 2110-2112

Если ваш автомобиль неожиданно сообщил о проблемах с датчиком детонации ВАЗ 2112, а предварительная диагностика обнаружила выход из строя элемента, непосредственно контролирующего детонацию, можно приступать к процессу замены. Купите новый элемент за 100-200 рублей, проверив мультиметром его работоспособность и будьте готовы к его замене. Этот процесс займет не более 10-20 минут личного времени.

  1. Первым делом нужно понять, где датчик детонации ВАЗ 2112 подключается к ДВС под капотом вашего автомобиля. Находишь его между вторым и третьим цилиндром, там же рядом масляный щуп;

Замена неисправного элемента

  1. Выключите зажигание и выбросьте электрический разъем для подключения датчика детонации ВАЗ;

Замена неисправного элемента

  1. Взяв в руку гаечный ключ на 12 или 13 мм (в зависимости от типа датчика), открутите крепежную гайку. Теперь ДД можно смело снимать с капота.

Обратите внимание на отметки на датчике детонации. Несмотря на внешнее сходство, их разные модели могут незначительно отличаться по уровню генерируемых сигналов. Также не забывайте, что широкополосный датчик меняется только на аналогичный. То же касается и аналогичных устройств резонансного типа.

Руководство по замене датчика детонации на ВАЗ 2112

Необходимые материалы, инструменты:

  • Рожковый ключ на «14»;
  • Хомут, удлинение кривошипа;
  • Новый DD;
  • Дополнительное освещение по мере необходимости.

Нормативные документы:

  • Устанавливаем машину на смотровом канале;
  • Отсоедините клеммы источника питания от аккумуляторной батареи;
  • Отвинтите и снимите металлическую защиту с масляного поддона;
  • Отсоедините колодку с проводами, осторожно поддев клеммы плоской отверткой;
  • Открутите стопорную гайку ключом, снимите ДД с гнезда;
  • Заменим оборудование на новое;
  • Надеваем блок с нитками;
  • Прикручиваем металлическую защиту.
  • Соберите конструкцию в обратном порядке. Замена завершена.

Средняя продолжительность ДД не ограничена, но на практике не более 4-5 лет. Продолжительность ресурса зависит от условий использования, климатических особенностей региона, кратности эксплуатации.

Заключительный итог

Напоследок несколько слов об установке датчика после его проверки. Помните, что металлическая поверхность датчика должна быть чистой, без мусора и / или ржавчины. Очистите эту поверхность перед установкой. Аналогично с поверхностью на корпусе датчика на корпусе двигателя. Также необходимо провести профилактическую чистку. Контакты датчика также можно смазать смазкой WD-40 или аналогичной в профилактических целях. И вместо традиционного болта, которым датчик крепится к блоку двигателя, лучше использовать более надежный штифт. Он более прочно фиксирует датчик, не ослабляет опору и не раскатывается со временем под действием вибраций.

Оцените статью
Блог про датчики