- Как всё начиналось
- Зачем нужны холостые обороты?
- Почему холостые обороты не постоянны?
- Почему холостые обороты именно такие?
- От чего зависят обороты холостого хода?
- Как изменить обороты?
- Алгоритм регулирования
- Причины нарушения ХО
- Принцип работы и местонахождение РХХ
- Конструктивные особенности
- Место установки
- Схема подключения
- Неисправности регулятора холостого хода
- Как проверить регулятор холостого хода
- Проверка мультиметром
- Проверка самодельным тестером
- Визуальный осмотр
- Методы самостоятельной диагностики ДХХ
- Ручная проверка состояния РХХ
- Диагностика датчика с использованием мультиметра
- Проверка с применением самодельного стенда
- Что делать, когда обнаружилась поломка?
- Чистка регулятора холостого хода
- Народный метод
- Замена датчика холостого хода
- Советы по профилактике
- Подведем итоги
Как всё начиналось
На первых двигателях не было даже самого понятия холостого хода. Рабочие частоты вращения и холостые обороты были практически одинаковыми, а рабочий диапазон двигателя был чрезвычайно мал (примерно от 250 до 450 об / мин). Ну куда деваться: меньше нельзя, выше не крутит… Фитильные карбюраторы имели очень малый радиус действия и при малом расходе смеси сильно «переливались». Фактически они были настроены только на скорость работы.
Ситуация изменилась примерно в 1915 году. С введением настоящего реактивного карбюратора и установки угла опережения зажигания на Packard Twin Six были достигнуты две цели. Во-первых, значительно увеличьте мощность, увеличив рабочую скорость до 3000 в минуту, а во-вторых, уменьшите стабильную скорость, введя специальную систему формирования смеси с низкой скоростью. Другими словами, неактивные системы.
Под капотом Packard Twin Six Town Car ‘1916
Во всех последующих моделях карбюраторов уже предусмотрена регулировка и тонкая настройка смесеобразования на холостом ходу, часто с использованием отдельных систем дозирования для этого режима. Конечно, экология и даже ресурсы для этих объектов не были определяющими факторами, но двигатели просто не могли работать на скоростях ниже той, на которой карбюратор может создавать смесь. Но затем система стала намного сложнее.
Зачем нужны холостые обороты?
Конечно, пока двигатель выключен, он не создает крутящего момента. Но даже при работающем двигателе мощность растет исключительно с увеличением оборотов, а пик крутящего момента приходится на область средних или высоких оборотов (на двигателях с наддувом момент появляется раньше, но тоже далеко от нуля).
Чтобы загрузить двигатель полезной нагрузкой, он должен стабильно вращаться и быть готовым к созданию крутящего момента. Иначе просто остановится. Простите меня за то, что так сложно объяснить простую вещь, но это чрезвычайно важный момент, который нужно понять дальше.
Двигатель внутреннего сгорания можно заряжать только в том случае, если он уже работает со стабильной скоростью, достаточной для восприятия нагрузки. Это ограничение невозможно обойти. Этой проблемы можно избежать только путем использования дополнительного двигателя, который будет работать вместо двигателя внутреннего сгорания до тех пор, пока не будет достигнута рабочая скорость. Например, электродвигатель на гибридах или увеличенный воздушный стартер выполняет эту функцию.
Те скорости, с которых двигатель может воспринимать нагрузку, называются минимальными.
Все круги сверх минимальной работы. Ниже начинается зона начальной скорости, при которой двигатель по тем или иным причинам не передает нагрузку. Для большинства двигателей легковых автомобилей частота вращения холостого хода составляет 500-900 об / мин, что не так уж и мало. В случае использования автоматической коробки передач можно немного «схитрить» и понизить холостые обороты без нагрузки на трансмиссию, увеличивая их только при включении в коробке «Drive mode.
Почему холостые обороты не постоянны?
У разных топливных систем причины изменения холостого хода разные. В двигателе внутреннего сгорания с простыми нерегулируемыми карбюраторами скорость зависит от нагрузки и смесеобразования. Если машины для автоматического увеличения скорости активированы, то с увеличением нагрузки скорость будет уменьшаться. То же самое произойдет из-за плохого смесеобразования, но этого можно избежать, используя различные системы холодного пуска, которые превышают скорость для обеспечения стабильной работы двигателя.
Чем совершеннее система питания, тем менее заметны колебания. На простом карбюраторе водитель самостоятельно регулирует холостой ход. Его вмешательство необходимо, если температура или нагрузка двигателя на него отличаются от заданных при регулировании холостого хода. С электронным карбюратором с автоматическим холодным запуском водитель больше ничего не контролирует, но обороты двигателя значительно увеличиваются, чтобы обеспечить стабильную работу до прогрева.
Под капотом ВАЗ-2107 Жигули ‘1997-2006 гг
Системы впрыска лишь немного увеличивают скорость холостого хода, пока лямбда-зонды не нагреются, и поддерживают их слегка повышенными, пока образование смеси не нормализуется при 100-1000 об / мин. А еще они могут немного увеличивать скорость при увеличении нагрузки на систему кондиционирования или на генератор. Во всех остальных случаях работающая система должна поддерживать практически постоянное количество оборотов в пределах +/- 30 оборотов в минуту.
К сожалению, не все способы настройки идеальны. Регуляторы XX и электрические дроссели со временем загрязняются, не все свечи зажигания и форсунки работают идеально, системы рециркуляции отработавших газов пропускают газы, системы контроля фаз выходят из строя, а в цилиндрах может быть разное сжатие, поэтому в реальной жизни на старых автомобилях все еще остается «погулять немного»: они излишне проседают под нагрузкой или, наоборот, переоценены.
Почему холостые обороты именно такие?
Выбор минимума — это всегда компромисс. Их увеличение означает увеличение расхода топлива и теплоотдачи двигателя без нагрузки, что, очевидно, является плохой идеей и не подходит для гражданского автомобиля. Спад приводит сразу к нескольким неприятным последствиям.
Сначала нарушается образование смеси. Процессы в двигателе внутреннего сгорания динамичны, и вся его структура рассчитана на рабочую скорость. При уменьшении скорости вращения ухудшается очистка цилиндров от выхлопных газов, становится затруднительно заполнить цилиндры новой смесью, увеличиваются потери на байпас, а значит, снижается и мощность.
Может, такая заниженная оценка ХХ сделает двигатель еще зеленее? Даже не. Скорее наоборот. Несмотря на то, что двигатель сохраняет способность воспринимать нагрузку при минусовых оборотах холостого хода, его рабочий процесс будет далек от расчетного. Например, на скоростях ниже 400-500 коллекторы также часто перестают нагреваться до рабочей температуры, и количество пропусков зажигания увеличивается.
Снижение давления масла и подачи масла — серьезная проблема. Здесь все просто: чем меньше скорость, тем меньше давление. При определенном минимальном давлении подшипники скольжения выходят из режима жидкостного трения и ресурс двигателя быстро уменьшается. И чем больше нагрузка, тем больше должно быть давление и, следовательно, скорость двигателя.
Нагрузка на двигатель уже на холостом ходу может быть значительной (особенно с механической коробкой передач). Автоматические трансмиссии способны предотвращать проблемы, но полностью не решают проблемы, хотя значительно увеличивают ресурсы ДВС в целом. Следовательно, давление масла на холостом ходу уже должно быть достаточным для определения полной нагрузки на двигатель. К сожалению, чем выше давление и производительность масляного насоса на холостом ходу, тем больше избыточное давление на рабочих. Это означает больший расход топлива, меньше ресурсов нефти. Регулируемый масляный насос позволяет немного улучшить ситуацию, но в основном служит для компенсации чрезмерного падения давления масла после прогрева двигателя, а не для снижения холостого хода.
На автомобилях с АКПП необходимо учитывать его «пожелания». Ведь масляный насос АКПП приводится в движение коленчатым валом двигателя, а это значит, что работа коробки передач зависит от оборотов холостого хода. Если скорость слишком низкая, давления будет недостаточно для правильной работы механико-гидравлической системы управления. А для старт-стопных систем нужно установить дополнительные гидроаккумуляторы и электронасосы. Это позволяет гидравлической системе начать работу сразу после запуска двигателя, а не через пять-десять секунд.
Трудности создает и порыв различных привязанностей. Насосы генератора, гидроусилителя и кондиционера и насос системы охлаждения имеют ограниченный диапазон, поэтому передаточное число системы привода дополнительных агрегатов выбирается с учетом максимальной частоты вращения двигателя. А минимальная скорость любого из устройств и нагрузка на подсистемы машины ограничивают нижнюю минимальную скорость. Чрезмерное снижение скорости может привести к перегреву многоцилиндровых двигателей из-за ограниченной циркуляции жидкости, разрядки аккумуляторной батареи или выхода из строя системы кондиционирования воздуха. Правда, и эти проблемы решаемы.
Здесь помогает переход на электрические приводы рулевого управления, насосы системы охлаждения и кондиционирования воздуха, а также установка регулируемого привода насосов. К счастью, генераторы имеют очень широкий рабочий диапазон и не теряют КПД на высоких оборотах. Но у этих мер есть и недостатки. Часто они влекут за собой ненужные затраты, а часто — снижение эффективности систем из-за двойного преобразования энергии.
Вибрация двигателя при снижении оборотов в основном связана с нестабильностью рабочего процесса, но имеет и множество других причин. Например, система подвески двигателя внутреннего сгорания способна гасить колебания только в определенном диапазоне частот. И чем ниже скорость, тем труднее гасить возникающие вибрации. Кроме того, помимо передаваемых на тело вибраций, которые влияют на комфорт водителя и пассажиров, существуют также крутильные колебания, которые разрушительно воздействуют на трансмиссию и колеса.
Чем ниже частота вращения двигателя, тем труднее их погасить. Вы должны использовать неблокируемые гидротрансформаторы, двухмассовые маховики или комбинацию двух технологий одновременно. Увеличение холостого хода позволяет уменьшить колебания крутящего момента при каждом обороте, сместить частоты всех колебаний в сторону от резонансных и сделать работу всех систем подавления вибрации более эффективной.
От чего зависят обороты холостого хода?
Обороты холостого хода можно регулировать самостоятельно или с привлечением специалиста. Для этого в машине есть несколько специальных подразделений и групп. К ним относятся:
- система подачи топлива;
- всевозможные датчики;
- дроссель;
- холостой клапан;
- педаль газа.
Топливная система включает инжектор или карбюратор. Это агрегаты, в которых горючая жидкость смешивается с воздухом с образованием горючей смеси. В систему входит топливный насос с регулятором давления смеси. За работой топливной системы двигателя следят многочисленные датчики.
Положение дроссельной заслонки также имеет большое влияние на количество оборотов. Отрегулируйте подачу воздуха к двигателю. Вы можете увеличивать или уменьшать скорость, нажимая на педаль акселератора.
Двигатель автомобиля может работать нестабильно на холостом ходу по нескольким причинам:
- загрязнение некоторых узлов;
- неисправности в системе зажигания.
Загрязнение может быть вызвано отработанным маслом, примесями, проходящими через фильтры, сажей и водой. В системе зажигания могут быть окисленные или ослабленные провода.
Как изменить обороты?
Внимательные автовладельцы всегда внимательно следят за автомобилем и его состоянием. Это обеспечивает значительную экономию на ремонте и расходе топлива, а также снижает риск поломок и несчастных случаев. Как снизить обороты холостого хода двигателя? Как уже отмечалось, сделать это можно самостоятельно или с привлечением специалиста. Для работы нужно подготовить:
- стандартный набор инструментов;
- новые или бывшие в употреблении хомуты;
- новые прокладки.
Холодный двигатель после запуска обычно некоторое время работает на более высоких оборотах. После прогрева они падают до минимума, который составляет 800-1000 об / мин. Точное количество указано в руководстве к каждому автомобилю. Если они не вернутся в норму, неисправность необходимо найти и устранить.
Если на автомобиле установлен карбюраторный двигатель, неисправности могут быть следующими:
- смещенный карбюратор;
- утечки воздуха в трубопроводной арматуре;
- неисправна проводка и клапан регулировки холостого хода;
- неправильная работа системы зажигания;
- грязный воздушный фильтр.
Регулировка довольно проста. На старую машину нужно:
- снимаем карбюратор и очищаем его;
- проверить работоспособность резиновых шлангов и прокладок;
- заменить изношенные хомуты.
Грязный карбюратор часто является причиной повышенных оборотов холостого хода. Поэтому после очистки его необходимо тщательно промыть. Если у вас нет собственного опыта в этом вопросе, лучше пригласить специалиста. Шланги можно проверить при работающем двигателе, пережав их.
Во время процедуры следует внимательно прислушиваться к работе двигателя. Изменение числа оборотов — показатель того, что вы нашли правильную трубку. Порванные прокладки и ослабленные зажимы позволяют воздуху попадать в двигатель. Оборот от этого увеличивается.
В двигателе с впрыском механически регулировать количество оборотов невозможно. Они зависят от прошивки бортового компьютера. Для их изменения необходимо перепрошить систему управления холостым ходом. Это может сделать только специалист. Но не стоит слишком недооценивать скорость, так как это приведет к преждевременному износу генератора.
Перед началом эксплуатации необходимо проверить исправность зазоров в газораспределительном механизме, чистоту воздушного фильтра, исправность свечей зажигания, работу клапана обогащения. Далее готовится отвертка с устройством регулировки холостого хода. Его следует использовать только в том случае, если другие принятые меры не привели к ожидаемому результату.
Работа проходит в несколько этапов:
- Зажигание выключено, концы проводов прибора соединяются согласно приложенной технологической карте. После этого запускается двигатель, а скорость вращения устройства устанавливается на 800 об / мин винтом регулировки количества смеси.
- Следующая операция связана с качественным винтом. Регулируя его, содержание СО2 в выхлопных газах составляет не более 3%.
- На слух опытные автомобилисты устанавливают холостой ход. Винты поочередно вращаются по количеству и качеству, получая равномерный рокот мотора на всех режимах его работы.
На двигателях, оснащенных инжектором, иногда возникает необходимость регулировки холостого хода путем замены датчика холостого хода. Заменить его довольно легко с помощью кольцевой отвертки в руках. Последовательность операций:
- в ближайшем магазине по продаже автозапчастей нужно купить новый датчик;
- откройте капот и отсоедините отрицательный полюс АКБ;
- найти старый датчик и отсоединить от него колодку с проводами;
- отверткой открутите крепежные винты (2 шт.) и разберите устройство;
- замените уплотнительное кольцо и установите новый датчик;
- затяните крепежные винты и соедините блок проводами.
Новый датчик должен сразу же начать свою работу по регулировке холостого хода после запуска двигателя. Внутри этого устройства находится электродвигатель и игла, регулирующая поток воздуха в двигателе. Скорость двигателя зависит от количества воздуха. При необходимости можно начинать движение даже при холодном двигателе.
Алгоритм регулирования
После запуска двигателя при прогреве блок управления на основании сигналов датчиков температуры охлаждающей жидкости поступающего воздуха устанавливает высокие обороты двигателя в диапазоне от 1200 до 2000 об / мин. Когда двигатель прогревается, блок управления посылает управляющий импульс, чтобы вернуть скорость до номинального уровня. Пока машина движется, XOs держатся на постоянном уровне.
Причины нарушения ХО
Если холостые обороты не достигают номинального уровня (они делают это с задержкой) или «плавают» во время движения, то возможны следующие причины:
- выход из строя регулятора холостого хода;
- засорение обводного канала;
- запустить двигатель;
- неисправность свечей, форсунок;
- выход из строя датчика коленвала или распредвала;
- неисправность датчиков температуры, расходомера, лямбда-зондов и т д.
Неправильное значение XO влияет на:
- расход топлива;
- режим работы и износ силового агрегата;
- параметры окружающей среды.
Своевременный контроль и регулировка холостого хода — обязательное условие правильной работы автомобиля.
Принцип работы и местонахождение РХХ
Вкратце все происходит следующим образом. Когда двигатель работает на холостом ходу, поступает определенное количество воздуха, что позволяет ему работать плавно.
ДПКВ учитывает количество оборотов, эти данные отправляются в блок управления, от которого дается команда РХХ уменьшить или увеличить подачу воздуха. Что он и делает, игнорируя закрытый дроссель.
Если двигатель прогрет до рабочей температуры, контроллер автоматически начинает поддерживать холостой ход. Если двигатель не прогрелся до необходимой степени, сам контроллер из-за IAC увеличит скорость, обеспечивая тем самым прогрев двигателя на более высоких скоростях. Такой режим работы двигателя позволяет автомобилю сразу же трогаться с места, не прогреваясь.
Где контроль холостого хода? Да, в корпусе дроссельной заслонки — он там закреплен двумя винтами. Есть машины, головки крепежных шурупов на которых можно просверлить или сами шурупы насажены на краску, что, конечно, может существенно усложнить замену или чистку воздуховода РХХ. В таких случаях без разборки корпуса дроссельной заслонки обойтись крайне сложно.
В настоящее время производители автомобилей используют следующие типы контроллеров холостого хода:
- соленоид;
- сделать шаг;
- вращающийся.
Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных типов.
Электромагнитный регулятор холостого хода работает за счет электромагнитной силы. Затем, когда на его катушку подается напряжение, сердечник втягивается, и механически связанный с ним демпфер поднимается, открывая воздушный канал. Когда напряжение пропадает (т. Е. Соленоид гаснет), заслонка возвращается на место, перекрывая канал.
Регулировка работы соленоида РХХ осуществляется изменением частоты управляющих сигналов на исполнительный механизм. Чтобы пропустить через себя точно отмеренное количество воздуха, на рабочий элемент посылаются высокочастотные сигналы. Это позволяет подавать воздух небольшими порциями.
Шаговый регулятор холостого хода имеет в своей конструкции кольцевой магнит и четыре электромагнитные обмотки. Они поочередно возбуждаются, создавая вращающееся магнитное поле, заставляя вращаться управляющий ротор. Он связан с исполнительным механизмом, который блокирует или разблокирует воздуховод.
Что касается регуляторов частоты вращения холостого хода, то они управляются частотными импульсами. Алгоритм работы аналогичен типу соленоида, но вместо соленоида в данном случае используется ротор.
Конструктивные особенности
В фазе появления DCH использовались соленоидные и поворотные датчики холостого хода. У них было два положения по аналогии с клапаном: открыто / закрыто, что снижало эффективность регулирования оборотов двигателя. Теперь они заменены 4-ступенчатым клапаном со ступенчатым регулированием расхода байпаса.
Если разобрать МАК, то можно увидеть, что он собран из четырех частей:
- шаговый двигатель;
- четырехпозиционный шток;
- весна;
- иголка.
Пошаговое проектирование IAC
Когда напряжение подается на одну из четырех обмоток, катушка намагничивается, взаимодействует с магнитным кольцом, перемещает шток в одно из четырех положений. Следовательно, количество отказов данного электроприбора максимально ограничено:
- байпасный канал заблокирован;
- обмотки перегорели;
- ломается игла или пружина.
Датчик позиционируется производителями как «расходный материал», т.е условно считается необслуживаемым. Дешевле заменить целиком, чем разбирать и ремонтировать отдельные части. Если их нет в продаже, их нужно отшлифовать самостоятельно.
Однако первую причину можно устранить самостоятельно: при отключенном разъеме снимаем регулятор для очистки перепускного канала универсальным спреем WD-40.
Место установки
Зная принцип работы РХХ, очень легко определить, где находится клапан, рядом с дроссельной заслонкой и датчиком ее пространственного положения TPS.
Крайне редко датчик приклеивается к корпусу клапана для покраски, в остальных случаях прибор фиксируется двумя винтами, для которых есть монтажные отверстия. Основная задача, как отрегулировать заслонку своими руками при установке РХХ, — это точно обеспечить расстояние 23 мм от иглы до посадочного фланца.
Положение регулятора XX
Прочтите маркировку перед снятием регулятора для замены. PXX, помеченные 01/03 или 02/04, считаются взаимозаменяемыми. Если поставить 02 вместо 01 или 03, устройство работать не будет.
Схема подключения
Одиночный четырехжильный жгут от ЭБУ идет к регулятору холостого хода. Ниже представлена схема разводки обмоток электродвигателя.
Схема подключения
Основная проблема — самостоятельно диагностировать датчик. Просто подать напряжение для проверки его работоспособности на клеммы не получится, так как ЭБУ делает это импульсивно. Очень редко перегорают обмотки, чаще встречаются механические поломки, например погнутый шток или забитый байпасный канал
На СТО датчик проверяют на стенде, способном воспроизводить импульс ЭБУ. Даже с помощью мультиметра автомобилист может только убедиться, что обмотки исправны и что между ними нет короткого замыкания, не более того.
Неисправности регулятора холостого хода
Как и любая другая партия, МАК не застрахован от вреда. При этом признаки выхода из строя во многом аналогичны тем, которые возникают при проблемах с датчиком положения дроссельной заслонки. Только, в отличие от TPS, не появляется сообщение об ошибке (check engine), так как контроллер XX является исполнительным устройством.
Обрыв электропроводки на РХХ
- Нестабильность оборотов двигателя на холостом ходу, в некоторых случаях двигатель останавливается (если скорость не поддерживается педалью акселератора).
- Уменьшайте или увеличивайте скорость без причины.
- Полное выключение двигателя при переключении передач или запуске.
- При холодном пуске двигатель не работает на высоких оборотах.
- Падение холостого хода двигателя при включении фар или печки.
Далее рассмотрим причины неисправности регулятора холостого хода. Их всего два:
- естественный износ направляющей иглы регулятора;
- обрыв электрических контактов внутри корпуса регулятора.
Как проверить регулятор холостого хода
Исходя из этих симптомов, можно сделать вывод, что необходимо контролировать регулировку холостого хода. Есть несколько способов.
Проверка мультиметром
Несколько способов проверить IAC
Самый известный способ. Для начала нужно выключить зажигание и отсоединить микросхему проводки от регулятора. Затем измерить сопротивление обмоток мультиметром. Если между C и B, A и D показывает обрыв цепи, не волнуйтесь, так и должно быть. Но между A и B или C и D сопротивление должно быть в диапазоне 40-80 Ом.
Проверка самодельным тестером
На инжекторных машинах проверка мультиметром малопригодна. Часто выход из строя РХХ кроется в том, что регулятор останется в открытом или закрытом состоянии.
Если так пошло, то подойдет и самодельный тестер, который можно сделать своими руками из трансформатора переменного тока на 6В (подходит от штатной зарядки для мобильного телефона). Играя с переключателями, следует проверить ход регулятора холостого хода. Если ложа в хорошем состоянии, лампочка почти не загорится, а яркий свет говорит о том, что ложа где-то заклинивает.
Визуальный осмотр
Самый простой и, пожалуй, самый главный диагноз — это визуальный осмотр. Выполняется после снятия сборки с сиденья. Визуальный осмотр может выявить дефекты корпуса, износ иглы или другие видимые дефекты. Однако, если в процессе такой проверки вы выявили поломку, то останавливаться только на этом этапе нельзя. Необходимо продолжить проверку, чтобы выявить возможные причины неисправности.
Если после визуального осмотра будет обнаружено значительное загрязнение корпуса регулятора или внутреннего объема, рекомендуется его очистить. Также вне зависимости от того, исправен ли РХХ или нет.
Методы самостоятельной диагностики ДХХ
Наиболее точные результаты исследования работы регулятора ХХ можно получить на специальной подставке, моделирующей работу ЭБУ и способной интерпретировать полученные результаты. Однако обычному автомобилисту такое устройство не по карману, да и такая проверка в автосервисе — удовольствие недешевое. Таким образом, используются менее дорогие методики, общий алгоритм которых примерно такой же и включает следующие этапы:
- автомобиль устанавливается на ровной поверхности, фиксируется клиньями и ручным тормозом;
- от АКБ отключена отрицательная клемма;
- регулятор отключен от ЭБУ (штекер вытащен из разъема).
Дальнейшие шаги зависят от используемых методов диагностики.
Ручная проверка состояния РХХ
Это самый быстрый и простой способ определить работоспособность датчика при наличии косвенных признаков проблем с функционированием электронной системы контроля вакуума, но для этого метода потребуется помощник. Алгоритм действий:
- разобрать устройство (в большинстве случаев открутив два винта);
- IAC снова подключается к бортовому компьютеру, находясь в руках лица, проводящего диагностику;
- помощник в это время запускает двигатель, а инспектор наблюдает, полностью ли втянут шток исполнительного механизма в корпус и выдвигается ли он на определенное расстояние после получения следующего управляющего импульса от компьютера;
- если стержень датчика исправен и правильно ходит вперед и назад, следует поискать другую причину неисправности.
Однако может оказаться, что нестабильная работа двигателя ХХ вызвана конкретной моделью регулятора, полностью совпадающей с командами управления, содержащимися в прошивке ЭБУ. В этом случае шток будет двигаться, но на неоптимальную величину. Для проверки соответствия необходимо изучить нанесенную на вилку маркировку.
Этот метод считается классическим и активно используется как новичками, так и профессионалами, позволяя определить причину неисправности или использовать другие, более сложные методы проверки. В частности, необходимо проверить состояние проводки, а также катушек для регуляторов шагового типа. Необходимо следить за тем, чтобы не изнашивалась сама игла, проверьте, нет ли грязи в перепускном канале. В конечном итоге комплекс таких мер позволит дать точный ответ на вопрос, значит, в ХХ веке есть проблемы с эксплуатацией двигателя.
Диагностика датчика с использованием мультиметра
Наличие тестера может оказать неоценимую помощь в диагностике холостого хода. Мультиметр необходимо использовать в двух режимах:
- при переходе на омметр необходимо попарно замкнуть контакты датчика попарно в последовательности AB и CD, при этом показания тестера должны быть в пределах 45-80 Ом, при контактах AD и BC замкнуты, сопротивление должно быть равно бесконечности;
- при переключении тестера в режим вольтметра включить зажигание, прибор в это время должен показывать напряжение в пределах 15-20 В.
Важно! Автонастройка датчика ХХ производится бортовым компьютером каждый раз, когда мы подключаем соответствующий разъем к разъему прибора, т.е ручная регулировка регулятора не требуется!
Проверка с применением самодельного стенда
Стоимость профессионального оборудования составляет около 2000 рублей (при стоимости датчика около 500 рублей), что делает приобретение такого стенда нерациональным из-за нечастого его использования в будущем. Однако многие мастера собирают такую подставку самостоятельно, используя удобные для скачивания схемы из сети.
Для этого потребуется адаптер переменного тока на шесть вольт (например, обычное зарядное устройство для сотового телефона), а также несколько розеток, которые можно приобрести в магазине радиодеталей. Отсоединив РХХ от ЭБУ и подключив зарядное устройство, можно визуально оценить правильность хода:
- если лампочка зарядки горит ярко, как в обычном режиме, то сток имеет дефекты и из-за этого работает с отклонениями;
- если светодиод горит на половину мощности, работоспособность удилища не подлежит сомнению.
Иногда шток бывает «придирчивым» не к наличию таких дефектов, как кривизна, а к закупорке канала. Загрязнение происходит через воздух из воздушного фильтра. Микроскопические частицы пыли, смешиваясь с частицами выхлопных газов и парами масла, могут попадать как в байпасный канал, так и в DXH, мешая нормальному движению штока.
Такая неисправность устраняется с помощью жидкости типа WD-40, которой обильно смачивают шток, иглу и пружину. Если это не поможет, необходимо заменить регулятор, как в случае согнутого штока.
Учтите, что полная проверка датчика холостого хода — мероприятие, требующее много терпения и свободного времени. Во многих случаях гораздо проще определить, что проблемы исходят от него, установив заведомо исправное устройство. Такая диагностика поможет вам сэкономить много энергии, а зачастую и денег, поэтому пренебрегать этим методом не стоит.
Что делать, когда обнаружилась поломка?
Чаще всего основной источник всех отказов регулятора холостого хода — налипание пыли и грязи. В этом случае вы можете попробовать очистить датчик самостоятельно.
После отключения датчика все контакты следует очистить спиртом или специальной жидкостью. Если игла или вал сильно загрязнены, можно использовать WD-40. В качестве дополнительной гарантии лучше всего проверить состояние дроссельной заслонки и, при необходимости, очистить ее. Если уборка не помогает, лучше будет полностью заменить неработающий прибор и не ставить под сомнение безопасность участников дорожного движения.
Чистка регулятора холостого хода
Совершенно очевидно, что на любой машине с инжектором может не сработать датчик холостого хода (ВАЗ ВАЗ или регулятор холостого хода на иномарке). Обнаружив указанные выше симптомы неисправности и признаки неисправности датчика регулятора холостого хода при работе ДВС на холостом ходу, клапан холостого хода ВАЗа или другого автомобиля нуждается в диагностике.
В этом случае не стоит спешить с покупкой нового датчика для замены, не проверив старый. Опять же, двигатель может работать нестабильно по разным причинам, а регулятор — лишь один из возможных вариантов. Также датчик может быть исправным, но загрязненным.
Для начала нужно почистить датчик холостого хода, так как загрязнения обычно приводят к серьезным сбоям. При этом место установки таково, что датчик довольно активно загрязняется, а сам РХХ в силу конструктивных особенностей чувствителен к загрязнениям.
Очистить датчик холостого хода просто. Основная проблема — снятие самого регулятора. Если вы не уверены, где находится датчик холостого хода на конкретной машине, необходимо заранее изучить инструкцию. Как показывает практика, РХХ расположен возле датчика положения дроссельной заслонки. В свою очередь, осталось только определиться с положением дроссельной заслонки и ДПС.
Фактически, достаточно смочить мягкую ткань или ватный тампон карбиклайнером или другим подобным моющим средством, а затем аккуратно очистить контакты датчика. Кроме того, остальные элементы регулятора также активно чистятся тряпкой, смоченной моющим средством. В этом случае можно его интенсивно очистить (например, мягкой щеткой), удалив грязь с иглы, штока, пружины РХХ.
Народный метод
Этот способ можно реализовать только с помощником:
- Датчик разбирается. Для этого обычно достаточно открутить крепежные болты.
- Подключен четырехконтактный разъем.
- К игольному концу зонда прикладывают палец, особых усилий не требуется.
- Помощник садится за руль и включает зажигание. После включения контроллер должен выдвинуть иглу. Если это произойдет, регулятор исправен. Неисправности следует искать в работе регулятора положения дроссельной заслонки.
Замена датчика холостого хода
Процедура модификации выполняется следующим образом:
- Все действия производятся на отключенном двигателе.
- Идет поиск места для установки контроллера. Открутите два крепежных винта от установленного датчика. Неисправное устройство разбирается.
- Установка нового регулятора производится в обратной последовательности. При выполнении задания нужно закрепить контроллер в сиденье и затянуть винты до конца. Датчик нельзя закреплять неплотно, так как воздействие вибрации во время движения приведет к его поломке.
- При установке учтите, что расстояние между монтажным фланцем и контроллером не должно превышать 2,3 см.
- Клеммная колодка подключена.
- После подключения зажигание необходимо включить на 10 секунд. Силовой агрегат при этом не запускается. При включении зажигания модуль микропроцессора калибрует только что установленное устройство. Через десять секунд двигатель может запуститься, можно проверить работоспособность регулятора.
Пользователь ОВСЮК представил наглядную инструкцию по замене регулятора холостого хода в автомобиле.
Советы по профилактике
Рекомендации, которые повысят срок службы МАК:
- Жидкость не должна попадать в дроссельную заслонку. Это приведет к скоплению влаги и грязи внутри устройства.
- Необходимо следить за состоянием воздушных фильтров. IAC — это регулятор потока на входе, поэтому он важен для датчика.
- Если в холодное время года машина используется редко, необходимо найти для нее гараж. В этом случае необходимо периодически запускать и прогревать двигатель и доливать газ. Это позволит незанятому контроллеру развиваться и не давать сбой. После длительного хранения при низких температурах датчик может заклинивать.
Подведем итоги
Как видите, датчик холостого хода — важная и важная часть в ECM двигателя автомобиля. Важно понимать, что IAC — это электромеханическое решение, то есть проблемы могут возникать в частях электрической или механической системы.