- Датчики температуры на Renault Logan
- Назначение датчика
- Где расположен датчик температуры ОЖ
- Как устроен ДТОЖ
- Как работает ДТОЖ
- Неисправности ДТОЖ
- Устройство и принцип работы
- Штатный режим работы
- Признаки неисправности датчиков
- Работа при неисправном датчике
- Диагностика неисправности
- Проверка оборудованием
- Проверка с помощью фена или кипятка
- Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя 1,4-1,6(8V) Renault Логан, Сандеро
- Замена охлаждающей жидкости
- Меры предосторожности
Датчики температуры на Renault Logan
Работа современных автомобилей невозможна без множества датчиков, каждый из которых выполняет определенные функции. Эти датчики следят за состоянием автомобиля, информируя водителя о процессах, происходящих в двигателе, и о сбоях в его работе. С их помощью ЭБУ контролирует работу основных узлов автомобиля. Например, кислородный датчик отслеживает количество топлива, впрыскиваемого форсунками в камеры сгорания.
Датчики являются расходным материалом, и в случае их выхода из строя ремонту не подлежат. Датчик температуры, определяющий нагрев теплоносителя, является одним из основных. Защищает силовой агрегат от перегрева, особенно в летнюю жару. Отказ одного датчика может вызвать серьезную неисправность всего двигателя. Чаще такое случается с автомобилями с большим пробегом, но и новые не застрахованы от повреждения датчика охлаждающей жидкости.
Датчики температуры делятся на два типа:
- ДТОЖ. Стоимость: 50-80 рублей;
- ДТВВ. Стоимость 1300-1600 руб.
Первый контролирует работу всего двигателя, а второй информирует водителя о температуре охлаждающей жидкости двигателя.
В автомобиле также есть датчик, определяющий температуру всасываемого воздуха. Необходимо правильно отрегулировать состав топлива, которое подается в двигатель. Это необходимо для стабильной работы двигателя при разных температурах. Иногда ДТВВ располагается на самом воздушном фильтре или сразу за ним. Датчик выполнен в двух вариантах: отдельно или в составе другого датчика, определяющего массовый расход потребляемого воздуха (ДМРВ).
Назначение датчика
Датчик температуры охлаждающей жидкости нужен для определения температуры двигателя, а также участвует в образовании топливной смеси и включает вентилятор охлаждения. Как видите, такое маленькое устройство хранит множество функций, но на самом деле оно передает показания только на блок управления двигателем, где данные с ДТОЖ обрабатываются и сигналы отправляются на электрооборудование двигателя.
Например, при достижении критической температуры охлаждающей жидкости компьютер отправляет сигнал на включение вентилятора охлаждения двигателя. При запуске двигателя при низких температурах ЭБУ подает сигнал на формирование «более богатой» топливной смеси, то есть более насыщенной бензином.
Срабатывание датчика можно заметить, когда автомобиль только заводится в холодном состоянии, поэтому наблюдается более высокая частота вращения холостого хода. Это связано с необходимостью прогрева двигателя и более обогащенной бензиновой смесью.
Где расположен датчик температуры ОЖ
ДТОЖ на двигателе 1.4 k7j автомобиля Рено Логан расположен на левом торце ГБЦ, в районе первого цилиндра двигателя.
Как устроен ДТОЖ
ДТОЖ — термистор — резистор с отрицательным температурным коэффициентом, сопротивление которого изменяется при повышении или понижении температуры. При нагревании сопротивление уменьшается, а при остывании увеличивается. Например, при более 100 гр. — сопротивление 180 Ом, минус 40 — сопротивление 100700 Ом. На одной стороне датчика есть два контакта с другим (находящимся в потоке теплоносителя) чувствительным элементом.
Датчик температуры охлаждающей жидкости ДТОЖ Renault Logan Датчик температуры охлаждающей жидкости ДТОЖ Renault Logan
Как работает ДТОЖ
После поворота ключа в замке зажигания блок управления подает напряжение на ДТОЖ (+ 5В) через резистор постоянного сопротивления внутри блока. Поскольку датчик температуры представляет собой термистор, напряжение, подаваемое ЭБУ, будет немедленно изменяться в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. На основе падения напряжения блок управления рассчитывает температуру двигателя и, следовательно, количество впрыскиваемого топлива. Падение напряжения будет большим на холодном двигателе (впрыскивается больше топлива) и небольшим на теплом (впрыскивается меньше топлива). По мере прогрева двигателя количество топлива, поступающего в цилиндры двигателя, уменьшается.
Блок управления помимо запуска на основании показаний датчика температуры, блок управления корректирует холостой ход двигателя, принимает решение об обогащении топливной смеси при средних и высоких нагрузках, изменяет опережение зажигания в ту или иную сторону, включает и выключает охлаждающий вентилятор.
Неисправности ДТОЖ
Выходной сигнал от стоящего датчика температуры не позволяет ЭБУ правильно рассчитать дозу топлива, необходимую двигателю в данный момент, а это, в свою очередь, приводит к невозможности запуска двигателя, особенно при низких температурах, перебоям в его работе при ХХ и в движении, повышенный расход топлива. Кроме того, неисправность ДТОЖ может быть одной из причин перегрева двигателя (преждевременное зажигание вентилятора системы охлаждения) или, наоборот, его продолжительного нагрева.
В некоторых случаях при неисправности датчика температуры система управления двигателем переходит в дежурный режим работы. В этом случае при запуске ЭБУ считает температуру двигателя равной нулю, расчет зависимости объема впрыскиваемого топлива от нагрева двигателя будет производиться исходя из времени его работы, а не на основании показаний датчика температуры вентилятор охлаждения будет постоянно включен. На приборной панели загорится индикатор Check Engine, и система самодиагностики запишет код ошибки в память ECU.
Устройство и принцип работы
Датчик температуры Рено Логан очень прост по конструкции. Внутри корпуса находится термистор, сопротивление которого имеет обратную линейную зависимость от температуры.
Штатный режим работы
При холодном двигателе электрическое сопротивление датчика максимальное и уменьшается по мере его нагрева. Блок управления подает на вход напряжение 5,0 В и рассчитывает температуру охлаждающей жидкости по падению на выходных клеммах. Эти данные обрабатываются процессором и используются для управления мгновенным объемом впрыска и моментом зажигания. В результате для каждого уровня нагрева двигателя в его цилиндрах создается топливная смесь оптимального для данной температуры состава.
Признаки неисправности датчиков
Если датчик, определяющий температуру охлаждающей жидкости, поврежден, появляются следующие симптомы:
- постоянно горит индикатор, что говорит о перегреве двигателя;
- значительно увеличивается расход топлива;
- возникают проблемы при запуске двигателя;
- на холостом ходу двигатель работает нестабильно.
Самый простой способ диагностировать исправность датчика — визуальный осмотр.
На самом деле очень часто устройство выходит из строя из-за коррозии или механического повреждения, хорошо заметного даже невооруженным глазом. Если вы обнаружите трещины на внешней стороне датчика, не полагайтесь на его функциональность. Датчик необходимо немедленно заменить.
Симптомы неисправности ДТВВ:
- двигатель работает с перебоями на холостом ходу, что особенно заметно в зимнее время года;
- количество оборотов может быть очень большим или очень низким;
- значительно снижена мощность двигателя;
- высокий расход топлива.
Работа при неисправном датчике
Если ЭБУ диагностирует неисправность ДТОЖ, когда его показания превышают допустимый диапазон параметров, система переходит в режим байпаса. Для защиты двигателя от перегрева, температура которого электронике неизвестна, вентилятор охлаждения включен для непрерывной работы. Состав топливной смеси перестает регулироваться подогревом, но устанавливается прежним на основании данных, внесенных в постоянную память. В результате двигатель может продолжать работать, но его производительность сильно отличается от оптимальной. Значительно увеличивается расход бензина. Снижает потенцию. Возможны перебои на малых оборотах.
Диагностика неисправности
Определить неисправность детали можно напрямую, измерив значение ее сопротивления при двух температурах, которые определяются независимо. Есть несколько индикаторов контроля сопротивления, при сильном отклонении от которых обязательно заменить элемент:
- 114 плюс-минус 30 Ом — температура 110 градусов Цельсия;
- 280 + = 90 — на 80 градусов;
- 2250 + = 112 — при комнатной температуре (+25 градусов);
- 75780 + = 6970 — до минус 40 градусов.
Самый простой способ проверить — снять с двигателя деталь, погрузив ее в кипящую воду и сравнив с показаниями тестера перед прогревом.
Положение детали. В двигателе объемом 1,6 л ДТОЖ располагается в корпусе термостата в районе первого цилиндра. На Renault Logan с двигателем 1,4 л датчик расположен на конце головки блока цилиндров с задней стороны.
Проверка оборудованием
Для проверки датчика таким способом его разборка не требуется, так как диагностическое оборудование подключается к диагностической шине автомобиля и считывает показания ЭБУ на всех датчиках в автомобиле.
Существенным недостатком этого метода является его стоимость, так как диагностического оборудования практически ни у кого нет, поэтому диагностику можно провести только на АЗС, где эта процедура стоит около 1000 рублей.
Вы также можете купить китайский сканер ELM 327 и с его помощью проверить свой автомобиль.
Проверка с помощью фена или кипятка
Этот контроль заключается в нагреве датчика и контроле его параметров. Например, с помощью фена разобранный датчик можно нагреть до определенной температуры и наблюдать за изменением его показаний; на время прогрева к датчику необходимо подключить мультиметр. Аналогично с кипятком датчик помещают в горячую воду и к нему необходимо подключить мультиметр, на экране которого должно меняться сопротивление по мере нагрева датчика.
Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя 1,4-1,6(8V) Renault Логан, Сандеро
Для замены снимите датчик температуры охлаждающей жидкости.
Выполняем работы при холодном двигателе.
При выключенном зажигании затяните фиксатор жгута проводов системы управления двигателем…
Отсоедините колодку от датчика температуры охлаждающей жидкости.
Используя гаечный ключ на 21, ослабьте датчик, затянув…
Выкрутите датчик из отверстия в головке блока цилиндров …… и закройте отверстие в головке блока цилиндров пальцем, чтобы предотвратить утечку охлаждающей жидкости.
Присоединение датчика к головке блока цилиндров уплотнено алюминиевой шайбой.Установите датчик температуры охлаждающей жидкости в обратной последовательности.
Проверяем и при необходимости доводим до нормы уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Замена охлаждающей жидкости
Для полной замены охлаждающей жидкости потребуется примерно 5,5 литров готовой охлаждающей жидкости, а также новые хомуты для шлангов (если они долгое время использовались без замены или на них есть признаки коррозии).
Процесс замены:
- Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности с полным доступом ко всем частям перед ним.
- Закрепляем капот в открытом положении.
- Снимаем защиту картера двигателя.
- После снятия защиты подготавливаем заранее подготовленную емкость на радиатор системы охлаждения.
- Ослабляем и откручиваем хомут на патрубке, который подсоединяется к радиатору.
Чтобы отсоединить хомут от патрубка, понадобится отвертка с плоским жалом. - Отключаем выпускной вентиль, расположенный на патрубке, предназначенный для выпуска воздуха из системы.
Фитинг находится на патрубке подачи жидкости к нагревателю. - Ждем, пока вся вытекшая из системы охлаждающая жидкость стечет в емкость. (Обратите внимание, что в качестве такой емкости лучше всего использовать таз объемом более 6 литров.)
- Сняв весь старый антифриз, снова надеваем шланг на радиатор и закрепляем новым хомутом.
Вместо стандартного зажима мы установили новый червячный тип с рабочим диапазоном 35-50 мм. - Залейте жидкость и закройте крышку клапана.
- Запускаем двигатель и наблюдаем за работой системы охлаждения. Запускаем двигатель до тех пор, пока не заработает вентилятор.
- Выключаем двигатель и проверяем уровень антифриза в расширительном бачке, при необходимости доливаем чуть меньше отметки MAX.
Уровень жидкости должен быть чуть ниже максимального значения. - Проверяем всю систему, трубы и соединения на герметичность.
- Ставим защиту двигателя на место.
Меры предосторожности
Примечание! При проведении таких работ необходимо соблюдать элементарные правила безопасности:
- Перед тем, как начать процесс замены антифриза, необходимо дождаться полного остывания двигателя и жидкости в системе охлаждения. Так как при эксплуатации температура превышает 90 ° С.
- При работе с антифризом используйте защитные перчатки, так как особый химический состав отрицательно сказывается на состоянии кожи при непосредственном контакте.
- Перед заменой необходимо сбросить давление в системе охлаждения, для этого достаточно открутить пробку расширительного бачка.
- Чтобы защитить окружающую среду от воздействия антифризов, используйте при сливе подготовленную емкость.