- Что делает автомобильный термостат
- Устройство термостата ВАЗ 2109
- Подключение термостата ВАЗ-2109
- Проверка термостата ВАЗ 2109 без снятия
- Как проверить термостат, не снимая с машины
- Распространенные причины выхода из строя устройства
- Принцип работы термостата в автомобиле
- Как правильно определить, что устройство находится в рабочем состоянии?
- Признаки поломки
- Симптомы неисправности
- Как проводится проверка
- Демонтаж
- Подготовка к замене
- Необходимые запчасти, инструменты и приспособления
- Подготовительные работы
- Установка нового термостата
- Схема и конструкция
- Замена термостата Ваз 2109 с карбюратором
- Особенности снятия и замены термостата на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
- Положение клапанов термостата при различной температуре охлаждающей жидкости
- Чем лучше термостат с «десятки»?
- Можно ли установить термостат 2110 на «девятку»?
- Что нельзя делать
- Заправка системы охлаждения
Что делает автомобильный термостат
Как и любой двигатель с водяным охлаждением в легковом автомобиле, двигатель транспортного средства работает в диапазоне температур приблизительно 91-104 ° C (195-220 ° F). Чтобы помочь ему работать в этом диапазоне, в двигателе вашего автомобиля используется термостат.
Проще говоря, термостат реагирует на изменения температуры — в данном случае температуры охлаждающей жидкости — открытием или закрытием клапана для управления потоком охлаждающей жидкости между радиатором и двигателем. Сам клапан работает через элемент емкости для парафина. Следовательно, он маленький, простой и эффективный. Емкость расширительного элемента в термостате обращена к охлаждающей жидкости двигателя и соприкасается. По мере повышения температуры охлаждающей жидкости жидкость в канистре начинает плавиться и расширяться, толкая небольшой стержень, отделяющий центральную пластину от окружающей монтажной базы, чтобы открыть клапан.
Устройство термостата ВАЗ 2109
1 — впускной патрубок (от радиатора); 2 — резиновая вставка; 3 — термочувствительный твердый наполнитель; 4 — пружина перепускного клапана; 5 — впускной патрубок (от двигателя); 6 — перепускной клапан; 7 — патрубок отвода (к насосу); 8 — пружина главного клапана; 9 — главный клапан; 10 — патрубок (от расширительного бачка); 11 — поршень
Подключение термостата ВАЗ-2109
1 — пробка сливного отверстия радиатора; 2 — термостат; 3 — шланг к подающей трубе насоса; 4 — гибкий шланг к расширительному бачку; 5 — нижний шланг радиатора (отвод)
ПРИМЕЧАНИЕ! Если двигатель при работе перегревается или медленно прогревается до рабочей температуры, следует проверить термостат.
Проверка термостата ВАЗ 2109 без снятия
Чтобы проверить термостат автомобиля, запустите двигатель и коснитесь рукой нижнего шланга радиатора. Должно быть холодно. После того, как температура охлаждающей жидкости достигнет 87-92 ° C, шланг должен начать нагреваться. Если этого не произошло, необходимо снять термостат и проверить его работоспособность.
Как проверить термостат, не снимая с машины
Термостат — ключевой компонент системы охлаждения, отвечающий за качественный прогрев двигателя за счет оперативного перенаправления потоков охлаждающей жидкости по малому или большому кругу. Выход из строя этого блока неизбежно приводит к ряду проблем: перегрев двигателя или l ‘невозможность установить нужную температуру.
Распространенные причины выхода из строя устройства
В процессе эксплуатации автомобиля возможны следующие поломки термостата и причины их возникновения.
1. Увеличение времени нагрева энергоблока.
Двигатель работает нестабильно (эстроит), что приводит к чрезмерным колебаниям термостатического клапана и повреждению его седла. Сильная вибрация повредит датчик температуры.
Результатом является попадание хладагента в установку (выход парафина), что приводит к неисправности устройства, которое перестает открывать или закрывать клапан при достижении желаемого уровня температуры.
2. Клапан устройства открывается раньше времени.Причиной такой неисправности может быть попадание охлаждающей жидкости в специальный элемент, контролирующий уровень температуры антифриза в системе.
Результат — увеличение общего объема заливной горловины и преждевременное открытие клапана.
3. Открытие термостата задерживается.
Причина — появление течи специального наполнителя, позволяющего прибору реагировать на перепады температуры.
Изменение объема этого элемента на меньшую сторону потребует большего нагрева для открытия клапана.
Результат — срабатывание термостата с определенной задержкой.
4. Двигатель регулярно перегревается.
Например, возможны ситуации, когда термостат пропускает охлаждающую жидкость вовремя, но двигатель все равно нагревается.
Причина в том, что жидкость не проходит через основной радиатор, а выходит через возвратную магистраль в двигатель.
5. Клапан термостата открыт не полностью из-за механического повреждения.
В результате в радиатор попадает небольшой объем жидкости, который полностью снижает температуру в системе.
6. Клапан закрыт не полностью.
Это возможно, когда охлаждающая жидкость «попала» в рабочий элемент.
Из-за увеличенного объема рабочего элемента тарелка клапана не может закрыться полностью.
7. Некорректная работа устройства.
Например, открывать и закрывать раньше времени. Это возможно при выходе из строя заводских настроек и чрезмерном перегреве системы охлаждения силового агрегата.
8. Разрушение резинового уплотнения.
Из-за поломки масло попадает в охлаждающую жидкость. Последний действует как растворитель для резиновой прокладки клапана (резина просто не выдерживает удара).
Решения проблем Возможные решения проблемы включают:
1. Если температура охлаждающей жидкости превышает норму (при условии исправного и правильно подобранного терморегулятора), необходимо произвести замену прибора, но с более высокой температурой открытия. Как правило, этот шаг рекомендуется автомобилистам, использующим автомобили в горах и в регионах с высокими среднегодовыми температурами.
2. Если термостат открывается поздно, важно убедиться, что нет пробок и что система полностью заполнена. Если проблема вызвана пробкой (застоем теплоносителя), лучшим решением будет просверлить небольшое отверстие в пластине (2-3 мм). В результате поток охлаждающей жидкости вокруг термостата нормализуется, а время прогрева двигателя увеличивается.
3. Раннее открытие термостата возможно из-за избыточного давления в системе. Вокруг устройства часто возникают участки с разным давлением, что приводит к преждевременному срабатыванию клапана.
На это есть несколько причин:
- отказ системы охлаждения;
- ослабла пружина термостата;
- в период прогрева двигатель работает на более высокой скорости.
4. Двигатель слишком долго прогревается.
Причины:
- неполное закрытие термостатического клапана;
- нарушение целостности тарелки клапана (например, появился зазор);
- неправильное положение термостата (возможно, изменением положения воздушного клапана).
5. Двигатель нагревается сверх нормы даже в ситуации, когда термостат полностью открыт:
- пробки или низкий уровень охлаждающей жидкости;
- выход из строя радиатора (засорение его сот);
- выход из строя охлаждающего насоса или вентилятора;
- загрязнение системы охлаждения.
Принцип работы термостата в автомобиле
Латунь и медь — основные компоненты, из которых сделаны эти устройства. А основной принцип работы термостата автомобиля скрыт маленьким цилиндром, который виден сбоку от двигателя. В цилиндре находится восковой шарик, но не из настоящего воска, температура плавления материала, из которого он сделан, составляет 82 градуса по Цельсию. Воск в качестве материала для этого элемента был выбран не случайно, он имеет свойство увеличиваться в объеме под действием температуры, то есть совершать переходы из твердого состояния в жидкое. Когда воск плавится и расширяется, он создает давление, под действием которого штифт выпадет из цилиндра и откроет клапан, через который охлаждающая жидкость поступает в радиатор. А когда температура двигателя возвращается к норме, воск снова затвердевает, возвращаясь к своему прежнему положению и форме.
Есть много факторов, которые могут вызвать проблемы, но коррозия является наиболее распространенной. Когда клапан постоянно открыт, охлаждающая жидкость двигателя всегда будет течь в радиатор перед поступлением в двигатель, а это означает, что двигателю требуется больше времени для достижения критической температуры. А при постоянно закрытом вентиле термостата двигатель не остывает и продолжает набирать температуру, соответственно машина «закипает» и дальше двигаться на ней нельзя, пока двигатель не остынет. Специалисты и механики рекомендуют автомобилистам менять старый на новый примерно раз в два года. Как поменять термостат в автомобиле ВАЗ 2110-2111 читайте.
Как правильно определить, что устройство находится в рабочем состоянии?
Прогреваем двигатель до такой температуры, чтобы стрелка не доходила до критического значения и выключаем. Открываем капот, находим шланг над радиатором (черный резиновый шланг с металлическим хомутом на конце) и такой же внизу. Так что очень осторожно, они могут быть довольно горячими, мы касаемся их. Если один из них нагревается, а другой остается холодным, и при этом датчик показывает высокую температуру двигателя, это означает, что, скорее всего, жидкость не попадает в двигатель, а задерживается в радиаторе и термостат необходимо поменял на новый.
Есть еще один способ проверки, более известный как «народный». Это перекликается с «экспериментом», который был описан выше, чтобы понаблюдать за процессом работы термостата, только на этот раз вы должны поместить термостат в емкость с водой, в функционировании которой вы сомневаетесь, вынуть ее из машины, а затем Ла процедура повторяется, так как до того, как вода достигнет температуры 87-90 градусов, клапан должен открыться, однако, если этого не происходит, термостат уже не работает. Также стоит упомянуть, что критическая температура открытия клапана может быть разной для разных термостатов, поэтому при покупке нового уточняйте у продавца. Так как для водителя не секрет, что в машину с высокой температурой открытия клапана нельзя поставить термостат, двигатель не остынет.
Признаки поломки
Что может быть первым признаком того, что термостат ВАЗ-2109 вышел из строя? Конечно, при движении с постоянной высокой скоростью двигатель тоже перегревается.
Причина в том, что жидкость продолжает циркулировать по небольшому кругу, в радиатор не попадает ни одна капля. И включение электровентилятора тоже не поможет, ведь это делать просто бесполезно.
Единственное, что может немного исправить ситуацию, — это открыть кран печки и включить подачу воздуха в салон на максимальной скорости.
Но утешения в жаркое время года такое мероприятие не принесет. Самая частая поломка термостата — залипание чувствительного элемента в исходном положении (жидкость движется по небольшому кругу). Если вдруг это случилось, нужно испробовать все методы устранения.
Даже несколько легких движений по корпусу могли открыть клапан. Если в дороге произошла такая авария, придется слить жидкость, сломать все внутренности термостата, чтобы жидкость циркулировала только по большому кругу.
Но он не закипает и к месту ремонта можно въехать.
Симптомы неисправности
- неправильной работе термостата говорят:
- длительный период достижения двигателем рабочей температуры;
- быстрый перегрев силовой установки;
- высокая температура охлаждающей жидкости.
Именно системное превышение температурных норм, как правило, приводит к выходу из строя всего двигателя. По этой причине необходимо заменить термостат при первых признаках неисправности.
Как проводится проверка
В первую очередь стоит подчеркнуть, что на ВАЗ-2109 (с 8-ми и 16-ти клапанным двигателем) слив охлаждающей жидкости для проверки не требуется. Порядок действий следующий:
- запустить двигатель;
- проверить температуру нижнего патрубка, выходящего из радиатора.
Обычно он должен оставаться холодным, так как жидкость циркулирует только по небольшому контуру. Постепенно нагревается. Когда охлаждающая жидкость достигает температуры от 87 до 92 градусов и воск тает в термостате, заслонка открывается и начинает работать большой круг. Если этого не произошло, необходимо будет заменить термостат.
Перед покупкой нового проверьте, действительно ли старый поврежден. Сделать это несложно, достаточно положить прибор в кастрюлю с водой (на тряпку) и нагреть до 87-90 градусов. Рабочий прибор откроет главный клапан.
Демонтаж
Если возникнет необходимость снять термостат, помочь будет только слить охлаждающую жидкость. Некоторые умельцы утверждают, что им удалось избежать описанной выше процедуры, но на деле оказывается, что этот вариант требует гораздо больше работы и все же приводит к потере 3 литров жидкости из 5. Поэтому лучше не мучиться и делать все так, как должно быть. Для этого открутите пробку, расположенную в нижней части радиатора, и слейте охлаждающую жидкость в подходящую емкость. А потом:
- снимаем воздушный фильтр;
- ослабить хомуты, удерживающие трубы;
- отключите массу от термостата;
- откручиваем гайку и штифт, удерживающий устройство.
Подготовка к замене
Чтобы машина была полностью готова к замене термостата, необходимо дождаться, пока двигатель остынет хотя бы до 40-50 градусов. Работать на раскаленном выполнять работы крайне опасно, можно получить ожог.
На ВАЗ-2109 заменяют термостат достаточно быстро, самая сложная и утомительная процедура — слив системы.
Для этого нужно использовать два сливных отверстия, которые расположены в нижней части радиатора (крышка откручивается вручную) и в блоке двигателя (болт головки 13).
Но что делать, если в системе залит антифриз, который имеет довольно высокую стоимость? Надо постараться сохранить его, чтобы отремонтировать машину было не дорого. Для этого сначала, открыв кран печки, откручиваем хомут на патрубке, идущем к дроссельной заслонке.
Через него необходимо слить максимально возможное количество антифриза. Да, это медленная процедура, но она сэкономит почти всю жидкость. Только после этого можно открутить пробки на радиаторе и блоке двигателя.
И не забудьте открутить заглушку на расширительном бачке для увеличения напора.
Необходимые запчасти, инструменты и приспособления
Новый термостат
Для системы охлаждения двигателей 2108, 21081, 21083 (термостат 2108-1306010-10 или 2112-1306010).
Термостат 2108
Четыре хомута для патрубков
Если старые уже не подходят или есть сомнения в их способности нормально обжать трубы.
Крестовая отвертка или гаечный ключ на 7 мм
Подготовительные работы
На двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 доступ к термостату для его замены неплохой. Проблема только в том, что нужно слить охлаждающую жидкость, что при наличии крыльев для двигателя и листа защиты поддона является трудоемкой задачей.
Поэтому будем слить жидкость из блока подогрева карбюратора Солекс.
Снимаем с него длинную трубку (ослабив зажим) и сливаем жидкость в емкость объемом не менее четырех литров (или в несколько пластиковых бутылок). Уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя упадет значительно ниже термостата, и его можно будет быстро удалить и заменить новым.
Установка нового термостата
Перед тем, как поставить рабочий прибор, необходимо очистить место его нахождения от грязи и ржавчины. Нанесите тонкий ровный слой любого нейтрального герметика на обезжиренную поверхность. Вы должны подождать не менее 10 минут, чтобы он немного высох. Далее устанавливается новый узел.
В итоге остается только залить в систему необходимое количество теплоносителя, следя за тем, чтобы не образовывались воздушные карманы.
Чтобы убедиться, что все работает нормально, нужно запустить электростанцию и проверить все соединения на предмет утечек. При обнаружении последние устраняются затяжкой фиксирующих хомутов.
В подавляющем большинстве случаев после замены старого термостата все неприятные симптомы надолго проходят.
Следующее видео подробно описывает процесс замены:
Схема и конструкция
Чтобы своевременно определить неисправность, проверить или заменить терморегулятор, необходимо предварительно разобраться в его схеме и конструктивных элементах.
Расшифровывается представленная выше схема следующим образом.
Номер предмета | Что это? |
один. | Вход радиатора |
2. | Резиновая вставка |
3. | Твердая термочувствительная шпатлевка |
4. | Пружина перепускного клапана |
5. | Вход от двигателя |
6. | Перепускной клапан |
7. | Выпускной патрубок к насосу |
8. | Пружина главного клапана |
9. | Главный клапан |
10. | Патрубок идущий от расширительного бачка |
11. | Поршень |
Замена термостата Ваз 2109 с карбюратором
Откручиваем болты защиты картера и снимаем ее
Откручиваем крышку расширительного бачка
Открутите сливную пробку блока цилиндров и слейте охлаждающую жидкость из блока цилиндров
Откручиваем сливную пробку радиатора и сливаем охлаждающую жидкость из радиатора
Ослабьте затяжку клемм
Отсоедините три шланга от корпуса термостата
Ослабьте хомут и снимите термостат ВАЗ 2109 шлангом. Затем отсоедините короткую трубку от термостата
Погрузите термостат в воду, нагретую до 78–80 ° С. Нагрейте воду, постоянно помешивая, до (87 ± 2) ° С
При температуре (87 ± 2) ° C главный клапан термостата должен начать открываться. Если нет, замените термостат. Установите термостат на ВАЗ 2109 в порядке, обратном снятию. После установки залейте охлаждающую жидкость. На этом проверка и замена термостата завершены.
Особенности снятия и замены термостата на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Срок службы термостата системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099 составляет 50-60 тысяч километров. Это лучший сценарий. Бывает, что менять его нужно гораздо чаще. Рассмотрим, как быстро и с минимальными затратами заменить терморегулятор. — Новый термостат
Для системы охлаждения двигателей 2108, 21081, 21083 (термостат 2108-1306010-10 или 2112-1306010).
Положение клапанов термостата при различной температуре охлаждающей жидкости
Топливная система двигателя ВАЗ 2106 / Карбюратор ВАЗ 2106
Чем лучше термостат с «десятки»?
Конечно, речь не идет о моделях, которые ставились на первые версии «десятки». Термостат (карбюратор) ВАЗ-2109 очень похож на тот, что устанавливался на первых «десятках» моделей. Но сейчас мы говорим о более современных моделях.
Их главное преимущество в том, что количество зажимов сведено к минимуму. Но термостат не связан с блоком двигателя коротким шлангом. Кузов крепится к блоку двигателя двумя шпильками.
Датчик температуры вкручивается в термостат, поэтому второе отверстие необходимо закрыть.
Также при установке термостата от «десятки» до «девятки» появляется возможность немного сэкономить, ведь менять можно только чувствительный элемент. К пассивным преимуществам можно отнести освобождение места под капотом. Корпус термостата укорачивается на пять сантиметров, что позволяет легко дотянуться, например, до регулировочных гаек троса сцепления.
Можно ли установить термостат 2110 на «девятку»?
На этот вопрос частично дан ответ в последнем абзаце. Да, термостат ВАЗ-2110 можно выставить на 2109 и неважно, «девятка» карбюраторная или инжекторная. По сути, начиная с «восьмерки», двигатели такие же.
Что говорить, даже на современные «Гранты» устанавливают двигатель, который с 80-х годов ставили на «восьмерку» и «девятку». Прогресс, ничего не скажешь. Конечно, вместо карбюратора сейчас более современная система впрыска, которая по европейским меркам была устаревшей 5-10 лет назад.
И почти все узлы взаимозаменяемы. Есть небольшие отличия, улучшения, но это не меняет всей картины.
Что нельзя делать
Ну пока что было описано несколько методов — как проверить работоспособность автомобильного термостата. Но вы также должны убедиться, что вы указали неправильные варианты того, как автомобилисты могут управлять термостатом.
Для наглядности эта информация сведена в таблицу. Вот она.
Способ | Это что | Что опасно |
Разборка домашнего тестера сразу после запуска двигателя. | При прогретом двигателе прибор снимают для домашнего тестирования. | Горячий антифриз может вызвать сильные ожоги кожи. |
Ощущение радиатора после прогрева двигателя. | Для диагностики агрегата касаются не выходящего от него патрубка к радиатору решетки, а самого кулера. | Вы можете получить ожог о горячую металлическую поверхность. Горячая поверхность соска нежно воздействует на кожу. |
Заправка системы охлаждения
Чтобы залить жидкость и удалить воздух из системы охлаждения, потребуется несколько минут. Прежде всего, проверьте, все ли трубы установлены плотно, все ли хомуты затянуты. Затем проверьте, находятся ли крышки блока цилиндров и радиатора на своих местах. Если нет, установите их. Теперь можно открыть кран печки и слить жидкость в расширительный бачок. Перестал булькать — заткнул пробку и завел мотор. Подождите, пока он прогреется до рабочей температуры — около 90 градусов. При необходимости долейте жидкость в резервуар. Необходимо, чтобы его уровень находился между нижней и верхней отметками.